26 красавiка 2024, Пятніца, 0:20
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Референдум в условиях диктатуры - это дубина в руках диктатора против народа

44
Референдум в условиях диктатуры - это дубина в руках диктатора против народа

Сменить диктаторский режим на демократический мирным путем можно только через создание равных условий борьбы.

Чтобы мои однокурсники по юрфаку не обвинили меня в плагиате, сразу отмечу, что умозаключение, вынесенное в заглавие статьи, принадлежит не мне.

Так нас учил доктор юридических наук, профессор, читая курс лекций по курсу «Общая теория права» на юрфаке БГУ. И слушали мы эти лекции, когда не было еще Конституции Республики Беларусь 1994 года, не было должности президента Республики Беларусь и никто не мог даже предположить кто станет ППРБ.

Объективные законы действуют во времени и пространстве, не зависят от нашего сознания, наших желаний и, зная их, можно искать объяснения происходящим процессам и прогнозировать развитие событий.

Ничего личного. Голая теория. Для начала.

Главным носителем, первоисточником власти является НАРОД, это объективно, это общепринято международным сообществом, как бы кому не хотелось. Народ наделяет властными полномочиями тех, кого избирает и позволяет им от своего имени управлять общественно-политическими и социально-экономическими отношениями в обществе.

При демократической форме правления, народ добровольно делегирует свои полномочия тому, кто в открытой, в равных условиях, борьбе по своим профессиональным, моральным, интеллектуальным качествам, более подготовлен осуществлять управленческие функции и представлять интересы народа. Процедура избрания – открытая, честная, прозрачная. Контроль общества за процессом избрания ничем не ограничивается на всех стадиях выборов. Результаты голосования и оглашенные итоги соответствуют друг другу. Так же, как суть и форма соответствуют понятию добровольных выборов.

При диктаторской форме правления власть народа захватывается, узурпируется преступным путем. Либо путем мошенничества (обман, подкуп, фальсификация), либо силовым способом (устрашение, принуждение, с использованием административного ресурса). Чаще всего с использованием всего комплекса противоправных методов. Преступных, потому, что противоречат национальным законам и конституциям. Но ни международная общественность, ни свой народ не признают власть полученную преступным путем. Поэтому все усилия диктатур и направлены на форму, на внешнее оформление политической компании, чтобы придать ей вид демократических выборов. Это означает, что необходим сценарий правдоподобия демократического процесса, нужны «актеры, клоуны, массовики-затейники», нужно информационное обеспечение и т.д.

Лишая, через «ручные парламенты» и их «законы», гражданское общество и политических оппонентов всякого контроля за процессом «выборов», диктаторские режимы всегда и гарантировано обеспечивают себе необходимый результат. Любые стратегии и тактики оппонентов бессмысленны, поскольку результат «выборов» определяется до назначения даты «выборов». К тому же, ни одна диктатура не позволит существовать какой-либо политической силе в стране, способной претендовать на власть. Остается лишь «оппозиция» не представляющая угрозы для власти, но необходимая ей для обеспечения внешней видимости «демократической процедуры выборов».

Сменить диктаторский режим на демократический мирным путем возможно только через создание равных условий конкурентной борьбы оппонентам при прозрачности, открытости и честности всего политического процесса при полном контроле на всех этапах выборов. Чем стаж диктаторского режима больше, тем меньше шансов на создание таких условий. Груз ответственности закоренелых диктатур настолько велик, что терять власть и отвечать за свои деяния нет никакого смысла, поэтому и держаться они до последнего, пока не происходят всевозможные революции. И ответственны за силовые варианты свержения как раз диктаторские режимы, а не разгневанный народ, желающий перемен и лишенный права избирать и быть избранным.

При демократии борьба идет между политическими оппонентами, предлагающими свой путь развития страны и общества. Народ выбирает и путь и политическую силу, готовую воплотить свои обещания в жизнь. Получает на это мандат на управления от народа.

При диктатуре нет борьбы между оппонентами, нет вариантов пути развития и нет права народа выбирать. При диктатуре линия фронта проходит между диктатором, узурпировавшим власть незаконным путем и народом, сражающимся за восстановление своего конституционного права избирать и быть избранным.

Вопрос об участии в выборах политических сил по законам диктатуры является для этих сил тестовым. Если политические оппоненты ставят перед собой задачу прихода к власти и проведения назревших реформ, то они обязательно выдвигают условие создания необходимых и равных возможностей для конкурентной борьбы. Право выбора принадлежит народу, а это и есть демократия.

Если политические оппоненты без каких-либо условий заявляют о своем участии в «выборах» по законам диктатуры, то очевидно, что никаких задач и целей прихода к власти у них нет, и функция их сводится лишь к обеспечению внешней видимости «демократичности процесса». На юридическом языке это называется пособничество.

Проблема несоответствия сути и формы «выборов» при диктатуре является одной из главных для диктатур.

Вторая серьезная проблема для «выборов» при диктатуре возникает, когда обман избирателей становится очевидным и граждане, не желающие быть обманутыми, перестают принимать участие в этом «шоу» режима. Возникает ситуация бойкота «выборов».

Если понятия – выборы и референдум относятся к категории демократических процедур и бессмысленны при диктатурах, то понятие – бойкот бессмысленна при демократической процедуре выборов юридически и политически обоснована для протестной части избирателей при диктатурах.

Диктаторский режим лишает народ права избирать и быть избранным, а оппонентов власти малейшего шанса на победу. В этой ситуации, (осознано или нет, это не важно) народ, не приходя на избирательные участки, лишает властных полномочий диктатора. Захват власти через обман не состоялся, фальсифицировать нечего. Диктатор лишается права отдавать приказы, издавать указы, требовать от граждан выполнения обязательств. Власть перестает быть властью. Бойкот не дает победы никому. Но бойкот лишает власти диктатуру, и все политические силы уравнивает в своих правах.

Диктаторы, как правило, не отказывают себе в «удовольствии» удержать власть вооруженным путем, но статус у них уже совершенно другой. Это уже незаконное вооруженное бандформирование. Желающих поучаствовать в таком бандформировании резко сокращается, а уголовная ответственность резко возрастает.

Второй путь выхода из нулевого варианта – восстановление конституционных прав граждан избирать и быть избранными и создание для этого необходимых условий. Т.е. – проведение демократических выборов.

Бойкот выборов при диктатуре, как не странно, не зависит от политических оппонентов режима. Бойкот – это степень осознания гражданами обмана и манипуляций режимом при проведении «выборов». И чем больше осознание, тем меньше желающих быть обманутыми и участвовать в этих «шоу» режима. Этим можно объяснить, почему избиратели не прислушивались к призывам авторитетных политиков бойкотировать «выборы» на ранних стадиях диктатуры в Беларуси. Обман делал свое дело, и большинство не осознавало этого. После 2010 года бессмысленны стали призывы «придворной оппозиции» к избирателям активнее участвовать в выборах, «вставать с диванов» и т.д. Большинство уже осознало обман режима и научилось распознавать «бойцов» невидимого фронта ( нет борьбы, нет фронта, спектакль и не более того, а «бойцы», правда есть) и не реагировать на их призывы.

Как бы кому не хотелось, но число сторонников бойкота среди избирателей будет расти от одной политической компании к очередной политической компании. Потому, что бойкот подчиняется объективным законам, а не субъективным желаниям.

Вопрос бойкота это тест не для избирателей, а тест для политиков. Вы с кем – с народом или режимом? Режим боится бойкота. Именно режим через административные рычаги, через свои «законы» пытается остановить этот протест, это гражданское неповиновение народа. И даже ввести какую-то административную ответственность за бойкотирование или срыв политической компании под названием «выборы».

Все это абсурдно политически и глупо юридически. С юридической точки зрения срыв выборов означает не обеспечение равных и широких условий кандидатам для открытой и честной борьбы. Не восприпятствование давлению на избирателей по принуждению их к участию или не участию в голосовании. В ненадлежащем контроле над процедурой голосования, составления протоколов и оглашению результатов голосования, способствующем подтасовкам и фальсификациям волеизъявления народа.

Если говорить о выборах без кавычек, выборах, которые соответствуют понятию выбор, то всю ответственность за срыв выборов необходимо возложить на орган, ответственный за организацию выборов, т.е. на ЦИК и ее руководителя.

Если говорить о выборах в кавычках, т.е. когда нет выбора, то возникает ситуация юридической бессмысленности. Как можно сорвать то, чего нет? С юридической точки зрения отсутствует объект посягательств, соответственно нет состава правонарушения или преступления. О какой ответственности тогда может идти речь? (Хороший, кстати, тест для « избранников» Палаты №5).

Все вышеизложенное относится в основном к теории и законам существования разных форм общественного управления – диктаторского и демократического. Как научили, так и изложил.

Теория для того и существует, чтобы помогать искать выходы из кризиса и приближаться к объективным законам развития общественно-политических и социально-экономических отношений.

Нижеизложенное личное мнение автора не является истинной в последней инстанции, но, тем не менее, позволю его высказать.

Как бы ни развивались события в Беларуси, альтернативы проведения честных, открытых, прозрачных и демократичных выборов нет. А их можно провести только после принятие изменений в избирательное законодательство, расширяющего возможности кандидатов для агитационных мероприятий, уравнивающих их в правах и возможностях и предельно усиливающего контроль всех заинтересованных сторон за избирательной компанией. Это единственный нормальный, конституционный и мирный путь перехода от диктатуры к демократии.

Каждый, кто препятствует проведению демократических выборов в Беларуси, используя свой служебный или политический статус, должен понимать и свою ответственность за негативные последствия доведения народа до необходимости восстановления своих попранных прав иным, не мирным путем. При этом не следует забывать, что народ первоисточник власти. И действия народа в подобной ситуации будут квалифицироваться как действия в состоянии необходимой обороны (или в состоянии крайней необходимости). Причем, это не обязательно имеет отношение к должностным лицам от власти, это в равной степени относится и к отдельным членам «оппозиции» подрабатывающих на полставки пособниками режима. Не надо забывать, что ответственность организатора, подстрекателя и пособника наступает по той же статье, что и исполнителя.

Об этом необходимо говорить сейчас, пока эти негативные последствия не наступили. Проведение демократических выборов нужно начинать не с 2015 года, а именно сейчас, с выборов в местные Советы. Именно демократические выборы в местные Советы откроют для Беларуси новые политические имена, новых лидеров и среди реальной оппозиции. Нынешние лидеры «оппозиции» имеет те же диктаторские «болезни» «вечных» лидеров. В качестве доказательства можно вспомнить выборы в Верховный Совет 12 созыва. Даже относительно демократические выборы начала 90-х годов проявили много новых политиков, пускай разных. Но это были действительно политики. И оппозиция была не кукольная, а настоящая.

Кто может вспомнить хоть одного яркого политика при выборах, по законам диктатуры, во все пять палат представителей власти?

Поэтому при диктатуре и нет ответа на вопрос: «Кто вместо А.Лукашенко?» В крайнем случае, могут ответить: «Сын!». При демократии таких вопросов нет. Потому, что при демократии обществом управляет его Величество ЗАКОН. А все исполняют Его требования и отвечают перед Ним. Лидеры приходят и уходят, а Закон правит беспристрастно и справедливо для всех и каждого.

Диктатур вечных не бывает. Это очень затратная для общества форма правления. Это не справедливая и жестокая форма правления. И наша диктатура не исключение.

Очевиден системный кризис, причем во всем. В экономике и промышленности, внутренних и внешнеполитических отношениях, в финансах, образовании и медицине, сельском хозяйстве. Во всем. Причем негативные тенденции усиливаются. Перспективу никто не может предсказать даже на несколько месяцев вперед. Исчерпаны важнейшие ресурсы диктатуры – материально-финансовый, а главное ресурс доверия народа к власти. И нет факторов, которые могли бы переломить ситуацию с негатива на позитив.

Для реальной оппозиции, для всех сторонником перемен (причем хороший шанс для мирного пути) благоприятное время предъявить власти ультиматум и реально объединиться под лозунгом «демократические выборы или бойкот лжевыборам», тем более, что большинство избирателей с бойкотом определилось. Выбор за политиками. Для власти это болезненный выбор, но не смертельный. Переговоры и компромисс всегда лучше войны и крови. А «народный референдум» нужно отложить до демократических времен, дабы не усложнять не простую жизнь беларусскому народу.

Валерий Костка, «Белорусский партизан»

Напісаць каментар 44

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках