1 траўня 2024, Серада, 7:30
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Присяга хором

Присяга хором

Главным политическим событием уходящей недели в Украине являются, конечно, первые заседания Верховной Рады восьмого созыва.

Избранному во время войны парламенту придется работать в сложных условиях и решать сложные задачи. Причем, быстро и безошибочно.

О судьбе коалиции

Торжественная часть первого заседания ВР 27 ноября прошла, как и положено, в праздничной обстановке. В присутствии действующего Президента, глав Конституционного, Верховного и высших судов, в присутствии главы НБУ, Генпрокуратуры, в присутствии пока действующего премьера и трех бывших глав государства (список почетных гостей можно продолжить) избранные кандидаты приняли присягу. Хором.

И праздник кончился. Наступили будни.

Если Коалиционное соглашение, заключенное пятью парламентскими фракциями — Блоком Петра Порошенко, Народным фронтом, Самопомощью, Радикальной партией и Батькивщиной, является не просто декларацией о намерениях, то для реализации масштабных планов требуются изменения в Конституцию. И действительно, впервые за годы существования независимой Украины в Верховной Раде восьмого созыва конституционное большинство собрано. В нем будет не менее 304 депутатов. Но собрано — не значит действует. И действует — не значит действует оперативно.

Уже в период подготовки Коалиционного соглашения стало ясно, что четкого механизма согласования действий у пяти парламентских фракций нет. А есть, как и в прошлые годы, тяжелый переговорный процесс с обычными компромиссами. В мирных условиях этот процесс мог затянуться до нового года. Во время войны хватило месяца, но когда обстановка меняется ежедневно, даже такой срок неприемлем.

Внутри коалиции есть, правда, абсолютное парламентское большинство. У фракций Блока Петра Порошенко и Народного фронта достаточно голосов для принятия обычных законов без поддержки трех «малых» фракций. Но существует риск, что первый такой прецедент развалит коалицию большинства. То есть для результативной работы трем сотням депутатов придется все время «петь хором».

Сможет ли коалиция при этом сохраниться, большой вопрос. Противоречий хватает не только в позициях парламентских фракций (БПП, например, не является сторонником немедленных шагов по вступлению Украины в НАТО), но внутри каждой фракции по некоторым вопросам существует разброс мнений.

Боевые командиры, включенные в политические команды ради престижа, оценивают военное положение и, соответственно, нужды вооруженных сил иначе, чем их штатские кураторы. А чиновники и бизнесмены, включенные в партийные списки ради административной и финансовой поддержки, стараются не упустить своего интереса даже во время войны. Причем, демонстрируют это открыто.

Так после вызова в Генеральную прокуратуру и недопуска на заседание фракции из Блока Петра Порошенко демонстративно вышел мажоритарщик, зампред Днепропетровской областной государственной администрации Борис Филатов, а группа кандидатов-«днепропетровцев» пригрозила выйти из БПП целиком, если не будет восстановлено статус-кво. Нет сомнений, что подобные бунты продолжатся. И ничто не помешает сражениям пауков в банке. Разве что банка вдруг лопнет под танком.

Необъявленный ультиматум

Общая угроза военного поражения и распада страны на какое-то время, правда, может сплотить парламентариев. Тем более, что с каждым днем эта угроза становится реальней. В ночь перед открытием первого заседания Верховной Рады восьмого созыва попытку повлиять на политическое руководство страны, судя по всему, предпринял заклятый друг и брат украинского народа Владимир Владимирович Путин.

После саммита в Брисбене президент России впервые снизошел до общения с украинским коллегой по телефону. Причем по собственной инициативе. Общение продолжалось полтора часа. Несмотря на это, российские электронные СМИ утром 27 ноября не сообщили даже о факте общения. А о содержании разговора, как в России, так и в Украине, ходят самые противоречивые слухи. Вплоть до того, что Путин пригрозил Порошенко началом полномасштабного наступления российских войск на украинскую территорию.

Ультиматум российского президента, как утверждают информированные, но не названные источники, базируется на двух требованиях. Во-первых, украинское руководство должно дать гарантии невступления страны в НАТО. А во-вторых, признать в качестве субъекта переговоров «избранные» власти ЛНР и ДНР.

Будь разговор конфиденциальным, сказанное Путиным не воспринималось бы так серьезно. Но Кремль хотел, видимо, надавить не только на Порошенко. Сигнал через президента послан всей Верховной Раде восьмого созыва, только до адресатов не дошел. Об угрозах со стороны Путина президент не сказал ни слова ни на заседании фракции БПП, куда сразу отправился, ни на следующий день во время посещения Верховной Рады.

Пресс-служба президента Украины 27 ноября подтвердила, что разговор Порошенко с Путиным имел место, но опровергла факт ультиматума и угроз, не сообщив о содержании беседы. Однако требования Путина, подтвержденные или нет, ничем не отличаются от того, что в последнее время заявлял российский МИД и озвучивал пресс-секретарь президента России господин Песков. Те же гарантии и признания.

Для Украины эти требования заведомо неприемлемы. Гарантии невступления в НАТО вообще полный абсурд. Внеблоковый статус страны определен не Конституцией, а законом. В парламенте его собираются изменить в ближайшее время. Это, между прочим, записано в Коалиционном соглашении. Во время войны на законодательном уровне сохранять нейтралитет в любой форме — бессмыслица. Правда, отмена внеблокового статуса не означает вступления в Североатлантический альянс. И Путину это известно. Признать «народные республики» субъектом переговоров, вступить в официальный контакт с их лидерами для Украины значит узаконить террор. Главе государства, воевавшего с террором в Чечне, надо думать, это тоже известно.

Требовать от государства то, чего нельзя выполнить, — обычный казус бэлли, повод для войны. Если российский МИД или президент России настаивает на таких требованиях, формальных ультиматумов ждать не надо. А надо делать всё, чтобы встретить врага в едином строю. И стиснув зубы, утихомирив амбиции, сохранять строй до победы.

Напісаць каментар

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках