16 красавiка 2024, aўторак, 19:38
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Из Куропат хотят сделать парк и узаконить «Бульбаш-холл»

21

Под Минском прошли общественные слушания по Куропатам.

Общественность потребовала вернуться к прежним, большим охранным зонам в урочище и заставить «Бульбаш-холл» вынести из него 4 беседки, передает «Радыё Свабода».

«Нет парка, где бы люди лежали под ногами»

Обсуждали рисунки и карты, представленные «Минскградо», в Доме культуры поселка Лесной, что под Минском. Собралось около четырех десятков заинтересованных граждан. Большинство так или иначе давно занимаются Куропатами.

В комиссию по общественному обсуждению вошли Валентина Вергей, Антон Астапович, Майя Кляшторная. Сторону власти представляли начальник отдела архитектуры и строительства Валентин Дроздов, председатель Боровлянского сельсовета Александр Савончик, главный архитектор района Людмила Яндовская.

Основной шквал общественного напора пришлось выдержать автором проекта: архитектором «Минскградо» Александру Акентьеву и Вадиму Глиннику.

Жарко стало уже на выступлении архитектора Акентьева. Из его получасового объяснения присутствующие зацепились за самое больное: из Куропат хотят сделать «мемориальный парк», а защитные зоны подогнать под уже построенный «Бульбаш-холл».

«Это место никогда не называлась парком. Мне неловко слушать, что это будет парк. Нет парков, где бы люди лежали под ногами», - говорит в своем выступлении 84-летний Вацлав Немкович, председатель ОО «Хрысьціянская злучнасьць Курапаты».

«Я знаю парк автомобилей, я знаю парк троллейбусов, а тут чего будет парк? Домыслим сами», - присоединилась к его мнению Майя Кляшторная.

Возмущение людей вызвало и то, что для общественности не были поданы текстовые материалы, которые объясняли бы, как и почему проект имеет такой вид. Им предложили только «рисунки» и «чертежи», в которых обычному человеку разобраться было непросто. Главный архитектор демонстрировал кипу бумаг и кричал, что это «долго читать» и текстовое обоснование только «в одном экземпляре».

По этому поводу Антон Астапович объявил, что Общество охраны памятников уже обратилась в прокуратуру.

Настоящим «крайним» в вопросе уменьшения защитных зон оказался архитектор Вадим Глинник, который и «взял на себя ответственность» (как он сам сказал) привести в соответствие с реальностью то, что до него сделали другие. И это, утверждает Глиньник, уже четвертая попытка.

По его словам, территория вокруг Куропат застраивалась вопреки законодательству: сначала выделяли землю, а под это уже разрабатывали проекты зон охраны. Эти зоны, в свою очередь, вновь нарушались.

«В результате виноваты последние инвесторы (владельцы «Бульбаш-холла»). Не они создали эту ситуацию. А отвечаем за все мы с коллегой, взявшие на себя бремя ее урегулировать, - объясняет Глинник. - Эту работу нужно наконец сделать, чтобы избежать дальнейших нарушений».

При разработке проекта, рассказывает он, использовались даже секретные, шпионские материалы - карты, снимки, аэрофотосъемки. Все это обработано и вскоре будет представлено общественности.

«Бульбаш-холл» построен хорошо, - неожиданно высказывает свое мнение Глинник, который уже почти получил симпатии зала хорошим белорусским языком и профессиональной преданностью исследованию территории. - Он не мешает культурному ландшафту».

«А баня!? А ресторан? А беседки-гриль?!» - возмущаются люди из зала.

«Послушайте, я хотел бы попросить вас правильно меня понять. Задача этого документа - разработка регламента. Я не говорю про моральную сторону проблемы. Я ее полностью разделяю с вами, - говорит он. - По моему мнению, пить водку и шашлыки жарить на кладбище аморально. Ни моей ноги, ни ноги моей семьи там не будет, но это не задача технического проекта зон охраны».

От длинной и на самом деле вызывающей симпатию речи Глинника остался сухой остаток: защитная зона со стороны «Бульбаш-холла» в проекте уменьшена. И уменьшена так, что владельцу комплекса уже не надо выносить из нее 4 беседки-гриль и стоянку. А такое решение по запросу общественности приняла в ноябре 2012 года прокуратура.

Никакие другие аргументы людей уже не могли убедить.

Астапович потребовал внести в протокол предложение скорректировать проект детального планирования с учетом п.3 и п.4, а это значит, с учетом действующей защитной зоны, которая определена Минкультом в 2004 году.

«У нас один этот памятник имеет временные защитные зоны. Это Минкульт заложил просто «мину замедленного действия». Он поэтому сегодня и не пришел сюда. А Чернявский с сегодняшнего дня ушел в отпуск. Проектировщики не имели права ничего проектировать, - считает Марат Горовой. - Границу защитной зоны нужно вернуть, и делать проект в соответствии с ней. А пока это не будет сделано, никаких разрешений на строительство не давать».

То, что проект фактически является планом введения в эксплуатацию знаменитого «Бульбаш -холла», первой озвучила Анна Шапутько. Обратившись к Акентьеву, она спросила:

«Это же Ваш проект? Вы отвечаете за каждую циферку? Вот там у вас ресторан, баня. Это все есть в Вашем проекте. Мы полтора года боремся, чтобы их не открывали. Как мы понимаем, они строились незаконно. Для нас этих застроек нету! Получается, что вы этим проектом узакониваете тот беспредел, который они наделали? Вы берете на себя эту ответственность?»

Брать такую ответственность Акентьеву на себя не впервой. Он делал проекты застроек центров Минска, Полоцка, Бреста, Несвижа. Он же работает над мемориальном комплексом «Тростенец».

«Вы мне объясните, каким образом эта баня и ресторан не будут препятствовать памятнику Куропаты? - Спрашивает Шапутько. - Вы же могли написать, что на этом месте будет музей репрессий или что другое. Но Вы этого не сделали?»

Ответ Акентьева полностью чиновничий: «Мы согласились с тем, что наличие таких объектов в схеме жизнедеятельности минской автодороги к месту».

Обсуждение еще продлится до 1 мая. Проект выставлен в сельском совете поселка Лесной. Но Антон Астапович убежден: «Бульбаш-холл» откроется и откроется законно. Но главная моральная ответственность в этой пока тупиковой для защитников Куропат правовой ситуации за самими белорусами.

«Если наши граждане начнут туда ходить, и объект будет рентабельной, значит, мы морально незрелые, так как нормальный человек туда не пойдет», - заключает Астапович.

Напісаць каментар 21

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках