Алесь Беляцкий: Белорусский режим ищет выгоду в беде украинцев
- 28.08.2014, 8:58
- 8,539
Власти проявили свой «хватательный рефлекс» не боясь даже представителей Евросоюза.
Накануне встречи Петра Порошенко, руководства ТС и ЕС в Минске власти провели аресты активистов оппозиции: активиста «Молодого Фронта» Дмитрия Кременецкого милиционеры забрали прямо из дома, а активиста «Змены» Павла Виноградова обвинили в мелком хулиганстве и посадили на 10 суток.
Известный белорусский правозащитник, бывший политзаключенный Алесь Беляцкий сказал редакции сайта charter97.org, что эти аресты ярко продемонстрировали, что «хватательные рефлексы» режима срабатывают даже на глазах у представителей демократической общественности Евросоюза, а Лукашенко бесстыдно использует непростую ситуацию в Украине только ради собственной выгоды: для улучшения своей позиции на международной арене.
— Фон этой встречи был окрашен в старые цвета — произошли задержания гражданских активистов. Это, конечно, очень негативно. Эти задержания еще раз показывают, что в Беларуси даже во время приезда высоких чиновников Евросоюза власти не собираются ничего изменять к лучшему хотя бы для вида. По большому счету, эти задержания не имели никакого смысла. Очевидно, что задержав несколько человек власти коренным образом ничего не изменили, но этот «хватательный рефлекс» во время каких-то серьезных мероприятий в Минске, как ни странно, сработал и во время приезда представителей европейского демократического общества.
— Почему Минск — не лучшее место для переговоров между Россией и Украиной?
— Аресты оппозиции вызывают определенное разочарование и скептицизм к месту проведения этой встречи. Причем это подчеркивает тот факт, что место проведения встречи было выбрано не очень удачно и Беларусь не может выполнять функцию нейтральной страны. Существуют и другие важные причины. Прежде всего, это политическая зависимость белорусского режима от российских властей, и говорить про какую-то нейтральность белорусских властей абсолютно не приходится. Все говорит о том, что они являются марионетками в руках Кремля, и выполняют определенную функцию, которую им Кремль выделил в этом драматическом и трагическом спектакле, который сейчас происходит в Беларуси.
— Какую выгоду искал Лукашенко, взяв на себя эту роль «миротворца» в регионе?
— Мне горько было видеть как эта ситуация была использована белорусскими властями в свою пользу, безо всяких изменений и безо всяких улучшений внутреннего положения в стране. К сожалению, с этим довольно нехитрым, но в то же самое время очевидно продуманном ходом со стороны белорусских властей, согласились и чиновники Евросоюза, и руководство Украины. Ничего в Беларуси не свидетельствует о том, что ситуация с демократией, с правами человека, с нейтральностью, с объективностью Беларуси во время международных конфликтов улучшилась.
— Некоторые украинские эксперты считали, что нет ничего плохого в проведении дипломатических встреч с участием Порошенко в Минске. Где, по вашему мнению, должна была пройти подобная встреча?
— Мне кажется, это недальновидная политика Украины в отношении режима Лукашенко. В мире хватает действительно нейтральных государств, с ходу я могу назвать Швейцарию, которая уже веками выполняет функцию переговорной площадки для проведения подобных встреч. И мне кажется, что белорусские власти использовали эту ситуацию, не изменяя своей авторитарной позиции, чтобы улучшить свою позицию на международной арене.
Напомним, 24 ноября 2011 года суд признал виновным правозащитника Алеся Беляцкого в сокрытии доходов в особо крупном размере и приговорил к 4,5 годам лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества. Основанием для уголовного преследования Беляцкого стало наличие у него счетов в банках Литвы и Польши. Суд не учел, что поступающие на них деньги использовались для правозащитной деятельности, а открыть счета в Беларуси невозможно, так как «Весна» работает нелегально. Власти неоднократно отказывали в официальной регистрации организации.
Его освободили по амнистии 21 июня 2014 года после почти трех лет в исправительной колонии. Три года подряд Беляцкий выдвигался претендентом на Нобелевскую премию мира, а также он официально был признан узником совести.