28 сакавiка 2024, Чацвер, 20:06
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Опыт Литвы еще пригодится

4
Опыт Литвы еще пригодится
Леонид Злотников

До распада СССР Беларусь и ее соседка Литва были примерно на одинаковом уровне экономического развития.

Но в 2015 году ВВП на душу в Литве составил 23,5 тыс. долл., а в Беларуси 15,6 тыс. долл. (по паритету покупательной способности), средняя зарплата в 4-м квартале 2015 года составила в Литве 757 евро, в Беларуси - 358 евро.

Можно предположить, что Литва обогнала Беларусь по уровню экономического развития благодаря помощи ЕС (после 2005 года). Но максимальный уровень субсидий ЕС, достигший максимума в кризисный 2009-й год, составил 30,8% всех доходов бюджета Литвы. Российские субсидии Беларуси, в основном в форме дешевых энергоносителей, тоже составляли примерно такой же процент доходов белорусского бюджета ежегодно в период 1996—2014гг. Доля валового внешнего долга в ВВП страны в Беларуси выше, чем в Литве примерно в 1,5 раза. То есть нельзя утверждать, что Литва опередила Беларусь благодаря внешним субсидиям и долгам. Скорее наоборот.

Литва продвинулась гораздо дальше Беларуси на пути формирования рыночных отношений - 80% ее ВВП создается в частном секторе, в Беларуси – лишь 20-30%. То есть в Беларуси сохранилась командная экономика. И это главная причина отставания. Что же делает командную модель столь неэффективной?

При сравнении экономик Литвы и Беларуси бросаются в глаза различия в значимости малого и среднего бизнеса в экономике страны. В Беларуси была сделана ставка на сохранение крупных предприятий, доставшихся от б. СССР.

Все годы независимости белорусское правительство делает все возможное, чтобы продлить существование крупных государственных предприятий, доставшихся в наследство от СССР, даже если они устойчиво производят лишь убытки. Это относится к предприятиям машино- и приборостроения, электроники, легкой промышленности, химии, деревообработки.

Например, в середине 1990-х Лукашенко отправил Владимира Семашко, нынешнего вице- премьера, на вывод из кризиса ПО «Горизонт», с чем он успешно справился в течение одного года. За это президент публично выразил ему благодарность. Дальнейшее существование «Горизонта» (как и другого производителя телевизоров – ПО «Витязь») обеспечивалось субсидиями из бюджета. Но с того времени производство телевизоров сократилось в 12-15 раз. Сейчас по инициативе Лукашенко продолжается многолетняя и безуспешная эпопея вывода из кризиса Минского велозавода.

В соседней Литве многие крупные предприятия, построенные в период СССР, были закрыты в первые годы ее независимости. В 2015 году доля малых и средних предприятий (МСП) в создании ВВП Литвы составила 95%, в Беларуси - 29%. Но высокая доля МСП в экономике Литве не была самоцелью ее развития в условиях рынка. Она стала следствием приспособления ее к реалиям развития мировой экономики.

Современное производство – это высоко автоматизированное или даже безлюдное производство отдельных деталей, узлов или операций. Эти малые и средние по количеству занятых предприятия выпускают большой объем продукции и обеспечивают своей продукцией предприятия многих стран. (Вспомним рекламу: «Покупайте амортизаторы фирмы «Монро». На них ездит четверть автомобилей мира!». Или, к примеру, японское предприятие электроники до 100 работающих выпускает продукции больше, чем все ПО «Интеграл»). Так происходит интернационализация производства.

Еще пример: американский фермер с сыном сегодня управляется с хозяйством, имеющим 400 га пашни, благодаря высокой степени специализации и автоматизации производства. Например, трактор может вспахать поле без тракториста. Но в фермерском хозяйстве нет агронома, зоотехника или мастерской для ремонта техники. Эти функции выполняют отдельные местные предприятия или кооперативы фермеров, т.е. предприятия по оказанию услуг. К сфере услуг относится, например, и деятельность тех программистов, которые создали программы для автоматизированного управления тракторами.

С другой стороны, сборочные предприятия, к примеру, не только не производят себе детали и узлы, но они избавились и от многих сервисных служб (ремонтники и наладчики, персональные водители, грузовой транспорт и т. д.). Малые предприятия могут поручить, например, ведение бухгалтерского учета специализированным фирмам, которые будут отвечать за правильное составление бухгалтерского баланса и за ошибки в расчете налогов. Так, часть работников, ранее числившаяся в промышленности и сельском хозяйстве перетекала в сферу услуг.

Новый виток специализации и кооперация производства, начавшийся 50-60 лет тому назад после появления вычислительной техники и других достижений науки и техники, вызвал не только значительный рост производительности труда за счет автоматизации производства и углубления его специализации. Следствием этого процесса стали интернационализация производства и рост доли услуг в ВВП.

Велика роль малого бизнеса и в развитии инноваций. Например, первые персональные компьютеры были собраны в гараже. Если бы не постоянно возникающие малые предприятия, то оправдались бы прогнозы и Маркса, и Ленина о концентрации капитала в отдельных монополиях и подавлении конкуренции, образовании загнивающего государственно-монополистического капитализма. А отсюда до социализма остается один шаг.

Экономическая теория и мировая практика показывают, что командная (социалистическая) экономика не может быть эффективной. Но ее сторонников невозможно переубедить, потому что социализм – это идеология, базирующаяся на определенных ценностях. А в сфере ценностей, как и в религии, доказать ничего невозможно.

Вот как, например, оценивает литовский опыт Андрей Стариков, аналитик рижского Института европейских исследований: «Вняв рецептам Чикагской неолиберальной школы, новые элиты Литвы последовательно уничтожали «неэффективное» наследие «совка»: машиностроение, металлургию, химическую и лёгкую промышленность… Выживание недружественных Москве прибалтийских режимов сегодня подпитывается из двух внешних источников: европейских дотаций и остатков внешнеэкономических связей с Россией».

Но в Беларуси, хотя власти и стараются сохранить наследие «совка», однако, большинство крупных предприятий указанных отраслей либо уже «умерли», либо находятся в глубоком кризисе.

Вероятно, когда нечего будет сохранять, тогда и наступит время изучения литовского опыта.

Леонид Злотников, специально для charter97.org

Напісаць каментар 4

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках