18 красавiка 2024, Чацвер, 20:08
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Как белорус покоряет чемпионат Латвии

Как белорус покоряет чемпионат Латвии

Дмитрий Кузьмин забил 47 голов за сезон во втором дивизионе чемпионата Латвии по футболу.

Даже со всеми скидками на уровень турнира результативность нападающего "Тукумса" Дмитрия Кузьмина впечатляет — 1,88 гола за игру!

Результативность

Как это возможно? Так получилось. Ха, либо команды оказались слабыми, либо я — слишком сильным. Мой прежний максимум — 30 мячей за сезон. Причины скачка результативности вижу в том, что стал опытнее. Мне уже 25. Максимум голов в одном матче — шесть. Правда, их в итоге не засчитали. "Салдус", которому я забивал, позже дисквалифицировали. По бумагам команда оплачивала аренду поля, а по факту подделывала чеки. В первом круге провел в ворота этого клуба еще четыре гола. Получается, десять мячей отняли — официально у меня 37.

Кстати, гостевой матч с "Салдусом" получился интересным. Приехали за час до игры, а вместо поля — голая поляна. Даже ворота не стояли. Уточнили: здесь играем? Ответили: да. Переоделись, вышли на разминку. Соперника нет. Но хотя бы начали ставить ворота на поляне, на скорую руку делать разметку. За минут десять до игры пришла команда, размялась кое-как — и играть. Но это единственный такой случай.

Два раза забивал по пять, четыре — по два, есть один хет-трик. 11 голов провел с пенальти. Сколько бил, столько и забил. Были матчи, в которых не отличался. Не сказал бы, что команда целенаправленно играла на меня. Просто мы действовали в одного нападающего. Заняли в итоге 6-е место. Кстати, это не рекорд второго латвийского дивизиона по результативности. Рекорд — 51 гол. Хотел побить его. Но по ходу сезона стал совмещать большой футбол с зальным. Однажды сыграл тайм против "Альберта", забил два — и уехал на вторую игру по "минику".

Предложения из "вышки"? В сентябре звали на просмотр в РФШ. Но на этом все и закончилось. Еще два или три раза был на просмотре в "Вентспилсе". Говорили, что возьмут летом, потом — что в следующем году. Но пока вестей нет. Были предложения остаться во втором дивизионе, только перейти в одну из команд, которые делаются под высшую лигу. Посмотрим.

Беларусь

Родился я в Могилеве. Окончательно перебрался в Латвию, когда мне было пять лет. Забрала к себе бабушка. Мама с отцом разошлись. И маме приходилось трудиться на двух-трех работах, чтобы нас прокормить. На остальное не хватало времени. За мной смотрела сестра Аленка. Потом и она перебралась в Латвию. Все остальные родственники в Беларуси. Но отношения продолжаем поддерживать. По сути, бабушка с дедушкой меня и воспитали.

У меня до сих пор белорусский паспорт. В этом году получу право сделать латвийский. Есть такие планы. В 1996-м в Латвию приехал со свидетельством о рождении. Позже случилась ссора между бабушками по папиной и маминой линиями. Так вышло, что до 2006-го жил со свидетельством о рождении. Но в том же году на три месяца отправился в Могилев, где и сделал белорусский паспорт.

Карьера

Начинал я в "Вентспилсе". С семи лет находился в системе клуба, выступал за дубль. Потом перевели в дочернюю команду — "Транзит". Она выступала в первой лиге, но вскоре вышла в высшую. Игрового времени там стало совсем мало. Из "Вентспилса" ушел на следующий день после своего 18-летия. Не сошлись характерами с тренерами. Хотел играть, а меня не видели в составе.

Спустя какое-то время попал в "Тукумс". В первый сезон играл центрального полузащитника, забил пять голов. На следующий год меня перевели поближе к чужим воротам, забил 16. Вскоре у клуба возникли проблемы. То был народ, то не было. Играл то центрального защитника, то центрального нападающего. Могли приехать на игру вдевятером, вдесятером. Отличился только 9 раз. Существование команды оказалось под вопросом. Но в межсезонье собрали все силы, взяли перспективных свободных ребят. Заняли 7-е место, а я забил 30 голов. Оказался третьим в списке бомбардиров.

Спустя еще какое-то время оказался в клубе "1625 Лиепая" из первой лиги. Предложили деньги, я мог сосредоточиться на футболе. Приехал Артем Булойчик из Беларуси. Нашли общий язык. Одно время он жил в Минске и ездил в Лиепаю на игры, поскольку не было визы. Причем половину расходов брал на себя. Летом начались запары, Артем отправился домой. Приехали легионеры из Голландии, Китая... Стало некомфортно в среде, где говорили на незнакомом языке. Решил уйти из команды.

Германия

Поехал с другом работать в Германию. Полтора месяца вообще нигде не играли. Устроился сварщиком. Я варил, а друг был на "защите". Как-то он сломал молоток. Потом кран. Немцы увезли этот кран чинить. Вернули со словами: даем год гарантии. Но друг через три дня его опять сломал. Немцы были в шоке.

Потом появилась возможность поездить на просмотры. Побывали в четырех командах. Одна из восьмой лиги, три — из девятой. В Германию практически ничего с собой не брали. У моего товарища были только "сороконожки", а у меня — бутсы. Проходим просмотр на искусственном поле, все говорят: друг лучше, я хуже. Приезжаем на натуральный газон — я лучше, он хуже. Объясняли, что это из-за обуви. Понравилась одна команда, которая играла на травяном поле. Плюс встретили нас там дружелюбно. Ребята стали скидывать нам свои вещи: трусы, носки, кофты, шапки... Кто-то даже палочки для ушей принес.

Команда оплачивала проживание и еду. Причем скидывались и сами игроки. Раз в неделю мы с другом ездили в магазин, брали все, что надо, без лимита. Продуктов выходило на 70-80 евро. Заработать в Германии особо не удалось. Нам давали неофициальную подработку. Вскопать огород, обложить фасад камушками... Один раз трубы меняли. За день перелопатили, может, гектар земли. Благодаря этому получали деньги на карманные расходы. Полгода провел, сыграл 9 матчей, 9 мячей забил. Как-то на игру с лидером пришла тысяча зрителей. В девятой лиге! Сосиски, пиво... Были в шоке.

Проблема в том, что у меня не было паспорта гражданина ЕС. Для начала мог провести в Германии только три месяца. Потом продлил пребывание на второй такой срок. Приближалось время, когда надо менять паспорт. Заканчивался даже вид на жительство в Латвии. Пришлось уехать.

Еще в свое время предлагали попробовать себя в третьей польской лиге. Не срослось. Плюс как-то ездил на просмотр в шестой норвежский дивизион. В одном из клубов предложили контракт. Но на двух листах так и не увидели никаких цифр. Нам готовы были обеспечить только питание после игр, форму и транспорт до стадиона. Из-за моего паспорта все получилось там скомкано. Никто не хотел браться даже за оформление рабочей визы.

Просмотр в "Днепре"

В 2014-м съездил на просмотр в могилевский "Днепр". Обо мне написали на goals.by в тексте про молодых белорусов, играющих за рубежом. В предыдущем сезоне я как раз забил те 30 мячей. Репостнул этот текст в "фейсбуке". На меня вышел Дима Хохлов, с которым я до сих пор хорошо общаюсь. Сейчас он будет работать в солигорском "Шахтере". Так вот он написал мне: хорошая реклама, поговорю, может, кто-то заинтересуется игроком с белорусским паспортом. Заинтересовался "Шахтер". Должен был уехать в январе.

Но потом Хохлов перезвонил: "Шахтер" отказался, появился вариант с "Днепром". Пробыл там неделю на просмотре. Помню, было около 20 градусов мороза. А я на первую тренировку пришел без шапки и перчаток. Давали упражнения с автомобильными покрышками. Так у меня руки примерзли к колесу. После занятия сразу же побежал в магазин. Поначалу все было вроде бы хорошо на том просмотре. Но потом приехали украинцы. И мне сказали, что перезвонят. Хотелось бы поиграть, конечно, на родной земле. Но что-то не выходит. В Беларуси меня называли латышом с белорусским паспортом. А здесь, наоборот, я для всех латышский белорус.

Работа

Параллельно с футболом работал и в Латвии. Одно время трудился на швейцарском предприятии в Вентспилсе, которое делает уборочные машины. В "Тукумсе" тоже помогли найти работу — сварщиком. У меня есть соответствующее образование.

Три года работал порошковым маляром. Красил шасси для машин, металлические детали. Вначале меня посадили на кран, чтобы понял, как все работает. Как-то вешали тяжелую деталь на цепи. И мне кричат: фире, майре... Я: что? Мне в ответ: ты что, на стройке никогда не работал? Пришлось записывать на руке, чтобы нигде не косануть, не перепутать "верх", "низ".

Как-то покрасил деталь не в тот цвет. Смотрю по бумагам: серый. А у меня — черный. Думаю, быстренько закрашу, чтобы никто не заметил. Но слой оказался толстым. Пришлось отбивать и перекрашивать заново. Сказали: за свой счет. Приехал — половина уже переделана. Пацаны мне: ну как мы не поможем брату-славянину? Когда косячил на работе, все говорили: у отца было три сына — двое умных, третий футболист. Потом влился, стало проще.

Сейчас работаю на складе в рижской фирме, которая спонсирует нашу мини-футбольную команду. Уже пять месяцев как. Упаковываем заказы. Плюс принимаем груз. Занят 8 часов в день. Откладывать деньги не получается. Цены в Риге отличаются от тех, что в маленьких городах Латвии и даже в Германии. Но на жизнь хватает.

Мини-футбол

Сейчас, когда в большом футболе межсезонье, играю в "миник" за рижский "Бейтар". Идем на четвертом месте в высшей лиге. Кое-что платят. В зальный футбол я попал так. "Вентспилс" заявился в чемпионат своего региона полуветеранской командой. Она выиграла этот турнир, а позже и финальные соревнования. Федерация предложила команде участвовать в высшей мини-футбольной лиге Латвии. Начали искать игроков. А я тогда как раз ушел из большого "Вентспилса". Месяц ничего не делал, нигде не играл. Думал даже завязать с футболом. Но предложили походить на тренировки мини-футбольной команды, и завертелось. Два года был вторым бомбардиром высшей лиги. Еще два сезона отыграл в пляжном футболе. Однажды за день провел три матча. Два в высшей лиге по пляжному футболу, один — по большому, с юрмальским "Спартаком", который тогда выступал во втором дивизионе.

Д2 Латвии

Первая латвийская лига — это чемпионат, где собраны люди, которые когда-то где-то играли. Они не хотят уезжать из своих городов из-за семей. Или, наоборот, лет пять нигде не выступали, вернулись и начали играть для себя. Турнир полулюбительский. Хотя тот же "Бабите", который прошел чемпионат практически без поражений, заметно отличается по уровню от аутсайдеров. Все футболисты во втором дивизионе параллельно где-то работают. Даже в "Бабите". Но есть и те, кто выбил себе профессиональные условия.

Большая часть матчей проводится на искусственных полях. На "Тукумс" ходит человек 50-60, на игры с лидерами — 100-150. В среднем по лиге посещаемость чуть выше — 200-300 человек. Помимо взрослой команды, в "Тукумсе" есть своя детская школа, которая получила статус академии.

С договорными матчами в лиге не сталкивался. Но, может, они и есть. Странные ситуации случаются. За второе место, которое дает право участвовать в стыках за выход в высшую лигу, в прошлом году боролись две команды: "Ауда" и "Олайне". "Ауде" нужно было поражение "Олайне" в последнем туре. Но поля, где должны были играть команды, не подготовили к поединкам. "Ауде" и "Олайне" записали по победе, и разрыв остался прежним. Тренеры потом протестовали: как это так? Можно же было перенести игры. Но федерация настояла на своем.

Сергей Мордасевич, «Прессбол»

Напісаць каментар

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках