banner1 banner1 banner1

21.08.2013

–устам »брагимбеков. «а державу обидно важна€ новость 38

11:39, — »нтервью
24878 просмотров

–устам »брагимбеков. «а державу обидно

—ценарист легендарных фильмов ЂЅелое солнце пустыниї и Ђ”томленные солнцемї боретс€ с диктатурой.

–устама »брагимбекова знают во всем мире по его фильмам ЂЅелое солнце пустыниї, Ђ”томленные солнцемї, Ђ”рга. “ерритори€ любвиї, Ђ—ибирский цирюльникї и другим. —оздав насто€щие шедевры и став кумиром миллионов, этот человек не стал Ђпочивать на лаврахї, а решил написать еще один сценарий - политический - дл€ своего народа.

—егодн€ »брагимбеков - единый кандидат от демократических сил в президенты јзербайджана - дал интервью главному редактору сайта charter97.org Ќаталье –адиной.

- –устам ћамедович, во-первых, пользу€сь случаем, позвольте выразить вам благодарность.  ак и миллионы людей, € росла на ваших фильмах. „то вас заставило в 74 года зан€тьс€ политикой и выдвинутьс€ кандидатом в президенты?

- я политик поневоле. Ќесколько лет назад вместе с замечательными поэтами, писател€ми и учеными мы создали ‘орум интеллигенции, на котором попытались заложить хоть какие-то основы гражданского общества в јзербайджане и сформировать какое-никакое общественное мнение. –€ды наши вскоре пополнили несколько сотен человек. ћы обсуждали самые важные проблемы общества: от образовани€ до коррупции, пытались вступить в диалог с властью, но, к сожалению, в ответ на нас обрушились клевета, преследовани€, увольнени€ с работы, уголовные дела.

“ак продолжалось два-три года. ¬ообще-то, раньше € был человеком, далеким от политики, всегда считал, что правда в моих произведени€х - это уже исполнение гражданского долга. ¬ советское врем€ € не был коммунистом, не был, конечно, и диссидентом - старалс€ политику не замечать. Ќо тут € обратил внимание, что наша оппозици€ уже примерно лет 20 абсолютно разобщена. ѕолитические партии наход€тс€ в довольно сложных отношени€х, а поскольку в јзербайджане с 1993 года все выборы - от муниципальных до президентских - фальсифицируютс€, € попыталс€ нашу демократическую оппозицию объединить. „то мне, ко всеобщему удивлению, удалось именно потому, что € равноудален от всех партий.

¬ результате мы создали Ќациональный совет. Ёто произошло примерно два мес€ца тому назад. Ќо как говор€т, инициатива наказуема: мен€ избрали председателем этого совета, хот€ € говорил, что не очень гожусь дл€ такой работы. ћне сказали, что, если € не соглашусь, Ќацсовет распадетс€.

≈ще через мес€ц в св€зи с приближающимис€ президентскими выборами мы начали выдвигать единого кандидата от демократических сил, и снова выбор пал на мен€. “ут € сопротивл€лс€ еще более решительно и отча€нно, но оп€ть был приведен довод, что € €вл€юсь единственной фигурой, котора€ примир€ет и удовлетвор€ет всех. ѕришлось согласитьс€, хот€ € очень у€звимый кандидат в св€зи с тем, что у мен€ второе, российское гражданство.

» сейчас все зависит от того, удастс€ ли мне разрешить эту проблему. я подал за€вление с просьбой выйти из российского гражданства и написал письмо на им€ ¬ладимира ѕутина. » вот жду: если это не произойдет, то мен€ вр€д ли зарегистрируют кандидатом в президенты јзербайджана, хот€ такого пр€мого законодательного запрета не существует.  андидат в президенты не может иметь двойное гражданство, но у мен€ его фактически нет, поскольку двойное гражданство существует в том случае, если между государствами есть какие-то договоренности по этому поводу.

ѕоэтому, в принципе, при желании этот пункт моей биографии можно обойти, но власти делают все наоборот: открыли против мен€ уголовное дело, посадили нескольких близких людей, обвин€ют их в попытках вооруженного переворота и еще черт знает в чем.  онечно, они постараютс€ мен€ не зарегистрировать.

- «накома€ ситуаци€. “аков сегодн€ предвыборный јзербайджан?

- ƒа, ситуаци€ чудовищна€. ¬от, например, инициативна€ группа выдвинула мою кандидатуру. ≈е полагаетс€ регистрировать в муниципалитете. ѕредставител€ своего они не прислали, а когда мы к ним пришли, они порвали протокол и выбросили его в урну.

Ќесколько человек консультировали мен€ по поводу избирательного законодательства. ¬ итоге - одного из них арестовали, подбросив оружие на дачу и домой. ѕотом было объ€влено, что это €кобы представитель Ђтеррористического крыла Ќационального советаї. —ейчас этого человека будут судить.

Ќедавно € встретил в самолете бывшего управделами президента јзербайджана √ейдара јлиева. ѕодвез его до  иевского вокзала, а через несколько дней этого человека арестовали и сейчас что-то Ђшьютї - €кобы у него нашли какие-то золотые монеты. Ћюд€м все врем€ что-то подбрасывают.

ѕрактически невозможно выезжать в районы јзербайджана. “ам власти устраивают €кобы гражданские пикеты, на самом деле состо€щие из полицейских в штатском. Ќе пускают представителей партий в их же офисы, не дают никакой возможности собратьс€. ¬от сегодн€ (разговор шел 18 августа Ч прим. автора) проходит так называемый разрешенный митинг, место дл€ которого отвели на самой окраине города в очень неудобном месте, куда трудно доехать. „тобы люди не могли добратьс€, сн€ли с маршрута все рейсовые автобусы.

„удовищна€ предвыборна€ ситуаци€. я не могу пон€ть, с чем св€зан такой абсолютно неадекватный страх власти, ведь в их руках огромные деньги, карательные службы, весь административный ресурс. “ем не менее, страх смертельный. ћен€ вс€чески стараютс€ не зарегистрировать и угрожают посадить.

- ¬ы знаете, чем закончились президентские выборы в Ѕеларуси в 2010 году. ѕрактически все независимые кандидаты в президенты были арестованы и приговорены к большим срокам заключени€. ¬озможен ли такой сценарий в јзербайджане?

- ¬озможен. Ћюди из моего окружени€ обвинены в очень т€жких преступлени€х, идет следствие. ћне дают пон€ть, чтобы € угомонилс€ и не ехал в јзербайджан, а если приеду Ч всех их посад€т на долгие сроки. » мен€ тоже посад€т, поэтому € пока не еду. ќни ни перед чем не останов€тс€. ∆ду, когда будут готовы документы, чтобы зарегистрироватьс€ - тогда есть хоть кака€-то гаранти€ безопасности. я думаю, что у »льхама јлиева очень хорошие контакты с господином Ћукашенко, и они обмениваютс€ опытом.

-  акой смысл участвовать в выборах, если одним из кандидатов в президенты €вл€етс€ диктатор? ¬едь очевидно, что будут фальсификации.

- ¬первые за 20 лет на этих выборах выдвинут единый кандидат от демократических сил. —осто€ние народа уже совершенно другое. ћне кажетс€, нам удалось расшатать ситуацию. –аньше у нас было некое разделение: существовали власть и почти профессиональна€ оппозици€, а все остальные - лишь наблюдали за их борьбой. Ќесколько лет назад мы, больша€ группа интеллигенции, присоединились к оппозиции, и это дало ей второе дыхание, а люд€м - надежду.

” мен€ спрашивают, есть ли в этом смысл, смогу ли € победить? ј € считаю, что € и мои друзь€ уже победили, потому что мы выступили против этого режима и последовательно с ним боремс€. ‘ормируетс€ достаточно открытое общественное мнение, народ посто€нно недоволен, но еще присутствует страх, животный страх, потому что людей сажают ни за что.

 онечно, в јзербайджане не така€ сурова€ обстановка, как в Ѕеларуси, но, тем не менее, политически активные люди и их родные и близкие лишаютс€ работы. ѕоэтому то, что нам удалось все-таки вывести из состо€ни€ молчани€ представителей народа, - это уже большое дело. Ћюди стали говорить не только на кухн€х, но и выступать открыто. ќчень активна молодежь, поэтому так важно продолжать то, что мы делаем.

ћы знаем, что шанс победить - большой, но одновременно понимаем, что будут фальсификации. Ќо о подтасовках всегда становитс€ известно, поэтому, если нам удастс€ набрать ощутимое количество голосов, мы будем продолжать. Ќе все заканчиваетс€ этими выборами.

- я читаю азербайджанские новостные ресурсы и обратила внимание, что многие из них подконтрольны спецслужбам. “ак вот, они посто€нно муссируют тему, что сценарист, хоть и гениальный, не может быть политиком. ќб€зательно ли быть Ђпрофессиональным политикомї, особенно в диктаторской стране?

-  онечно нет. “ак называемые профессиональные политики от власти стали профессиональными бизнесменами и высокопрофессионально разворовывают страну. ќни - нулевые политики и люди с очень невысокими интеллектуальными способност€ми.

я всегда говорю то, что думаю, прогнозирую то, что предчувствую. ¬ этом плане €, конечно, не изощренный политик, и, не дай Ѕог, мне до этого скатитьс€. я готов действовать в ситуации, когда нужна просто честность и способность говорить, что есть.

- јзербайджанска€ оппозици€ избрала на этих выборах стратегию выдвижени€ единого кандидата, но число кандидатов в президенты все равно уже достигло 12. Ѕыл ли в этом смысл, учитыва€, что в Ќацсовете оппозиции все равно нет единства?

- ¬ Ќацсовете оппозиции есть абсолютное единство. ѕроблема только в том, что мен€, как единого кандидата, могут не зарегистрировать. ќтсюда некотора€ неуверенность в дальнейшей стратегии. я предлагаю, оставив мен€ единым кандидатом и бор€сь до конца за то, чтобы мен€ зарегистрировали, параллельно выдвинуть еще человека из нашего лагер€. Ќе буду называть пока его имени, чтобы не подвергать опасности. » после того, как этот человек пройдет регистрацию, Ќациональный совет в том случае, если мен€ не зарегистрируют, объ€вит его своим кандидатом. » мы все вместе будем боротьс€ за его кандидатуру. ќдни считают, что им€ этого человека надо обнародовать сегодн€, а € считаю, что нет Ц пусть выдвигаютс€ несколько человек.

¬о-первых, чтобы потом не было разговоров, что у нас была возможность, а нас ее лишили. —ейчас уже какие-то люди умудр€ютс€ за€вл€ть, что € Ђпроект  ремл€ї. я долго с улыбкой им объ€сн€л, что это далеко не так, но они все равно продолжают говорить. ¬друг в јзербайджан приехал президент –оссии, и это было расценено как поддержка кандидатуры јлиева. “еперь мен€ стали обвин€ть в том, что €, оказываетс€, не имею поддержки –оссии и что это легкомысленно. ћол, какой же € политик, если не заручилс€ поддержкой –оссии, от которой так много зависит. » то, и другое говорит проправительственна€ пресса, управл€ема€ руководством страны.

я не хочу, чтобы потом говорили: все поставили на то, чтобы был единый кандидат »брагимбеков, но в результате другие не смогли выдвинутьс€ и поэтому проиграли выборы. ѕоэтому € предлагаю п€ть-шесть кандидатов, кто действительно имеет авторитет и моральное право претендовать на этот пост, но мы поддержим кого-то одного. ¬озможно, мы будем использовать формулировку не Ђединый кандидатї, а Ђосновной кандидатї, но чуть позже Ц после регистрации.

ћы прибегаем к небольшой стратегической уловке, которую не все понимают. ¬ этой не очень сложной ситуации просто нужна €сность.

- ¬ Ѕеларуси после выборов 2010 года сложилась ситуаци€, в которой многие политики, общественные де€тели и журналисты были вынуждены эмигрировать. ¬ы давно живете в ћоскве и пока не можете приехать в Ѕаку из-за угрозы ареста. ћожно ли заниматьс€ политической де€тельностью из-за рубежа?

-  онечно можно. ѕолитическа€ де€тельность зависит не только от тех, кто управл€ет этим процессом, но главным образом - от народа, от его внутреннего состо€ни€ и воли.

¬первые в моей жизни сценарий пишу не €. —ценарий пишет народ, € - лишь один из его персонажей. ¬ јзербайджане об€зательно произойдут изменени€, потому что основна€ масса людей недовольна тем, что происходит. Ќарод уже не может терпеть воровство, тотальную коррупцию, чудовищное попрание всех прав, включа€ право на частную собственность.

ќткрою вам секрет: наш ‘орум интеллигенции начал работу именно из-за того, что мы боимс€ взрыва. ¬зрыв в геополитических обсто€тельствах јзербайджана может иметь самые печальные последстви€, потому что, как только эти процессы станут неуправл€емыми, их могут оседлать самые разные радикальные силы. я не хочу о них говорить пр€мо, но они общеизвестны.

¬о врем€ встреч в –оссии, —Ўј и ≈вропе € посто€нно подчеркиваю этот момент. —егодн€шние власти говор€т о том, что они за стабильность, а мы им отвечаем: а разве выборы Ц это дестабилизаци€? ћы как раз и предлагаем путем выборов изменить ситуацию, а вы доведете страну, бор€сь €кобы за стабильность, до неуправл€емых процессов, которые отброс€т наш народ на дес€тки лет назад, как это произошло во многих странах Ѕлижнего ¬остока.

-  акие у вас отношени€ с руководством –оссии, учитыва€ что ћосква поддерживает тоталитарные режимы на постсоветском пространстве?

- Ёто смешно, но у мен€ нет никаких отношений с руководством –оссии. ” мен€ очень широкий круг знакомых в разных сферах, но больше все-таки в научной и творческой. ќни мен€ поддерживают, соболезнуют и смотр€т с сочувствием. ¬ политических кругах € мало кого знаю.

—ейчас как раз вы€снитс€, каково ко мне отношение, потому что президент –оссии рассматривает мою просьбу о выходе из гражданства. Ёта процедура очень медленна€ и т€нетс€ мес€цами. ѕутин должен прин€ть решение в пор€дке исключени€, как он, например, поступил с решением вопроса о гражданстве французского актера ∆ерара ƒепардье.  онечно, требовать € не могу - могу только просить об исключении.

- Ќа постсоветском пространстве сегодн€ возник новый союз диктатур: в Ѕеларуси, јзербайджане, ”збекистане,  азахстане много лет прав€т одни и те же люди, которые удерживают власть вооруженным путем. ѕочему это произошло, ведь развал ———– давал нашим народам надежду на демократическое будущее?

- ¬ы знаете, ведь искусственно демократию создать невозможно. “ребуетс€ нека€ готовность общества и народа к этому. ¬о всех странах: и в тех, которые вы назвали, и во многих других, существуют люди, которые стрем€тс€ к власти, не останавлива€сь ни перед чем. » в св€зи с тем, что общество не готово оказать им легитимное сопротивление, им удаетс€ достичь цели. ¬ результате они побеждают и станов€тс€ диктаторами.

Ќо €, например, не могу сравнить режим в  азахстане с другими режимами Ц там гораздо более щад€ща€ обстановка, там люд€м дышитс€ легче. —войство одно, но качество во многом разное.

-  акой должна быть политика «апада в отношении жестких режимов Ћукашенко и јлиева?

- «апад, к сожалению, существует в двух качествах. ¬ одном - это отдельные государства, в другом - эти же государства, вошедшие в ≈вропейский союз. » когда это отдельные государства, они руководствуютс€, к сожалению, больше своими собственными интересами.  огда они выступают в качестве членов ≈вросоюза, они более демократичны, более свободны от интересов своих государств и ведут себ€ более решительно и осуждающе по отношению к этим режимам. √осударства, завис€щие, в частности, от јзербайджана в энергетической сфере закрывают глаза на многое.

  тому же, азербайджанский режим тратит огромные средства на то, чтобы расположить к себе все эти европейские структуры (да и в –оссии, и јмерике тоже). –аботает огромное количество лоббистских организаций. ј самое главное - диктатуры научились создавать видимость, демократический фасад.

ќппозицию они держат только дл€ формы, дл€ картинки. ќни лишили ее всех сил и возможностей, но некую видимость существовани€ оппозиции стараютс€ сохранить.

- » последний вопрос не о политике. ¬ фильме Ђ”томленные солнцемї мо€ любима€ сцена Ч диалог  отова с ћитей во врем€ игры в футбол за час до ареста генерала. ¬се Ч и оправдани€ агента Ќ ¬ƒ, и ответ ћити на вопрос  отова Ђ то мен€ тронет, геро€ революции, легендарного комдива?ї - не только реальность сталинских времен, но и сегодн€шн€€ белорусска€ действительность.  ак писалась эта сцена?

- ¬ы знаете, мы же все как бы дети войны. Ќикита ћихалков родилс€ сразу после войны, € перед войной. ћы все-таки прожили 1940-е годы, когда все еще существовали эти жесткие сталинские нравы: сажали моих ближайших родственников по разного рода обвинени€м. я помню этот страх, который царил в семье.

Ёто все было живо и сейчас живо, писалось с полным пониманием и ощущением времени. ѕоэтому, может быть, эта сцена оказывает на вас такое сильное эмоциональное воздействие.


Ќаписать комментарий (38)


Ќовости
по теме

Ёкспорт

          Ќовости партнеров


Loading...



 урсы валют Ќационального банка

¬алюта††23.07.14††24.07.14
EUR13†890,0013†850,00
USD10†280,0010†290,00
RUB293,00296,00

ћнение


Ќе целуйте руки диктаторам

Ќе целуйте руки диктаторам

Ќаталь€ –адина

“ень √аврилы ѕринципа бродит по ƒроздам

“ень √аврилы ѕринципа бродит по ƒроздам

¬ладимир ’алип

ћы забываем, как это было 20 лет назад

ћы забываем, как это было 20 лет назад

ћечислав √риб

„учело

„учело

ƒмитрий –астаев

ѕравда или €зык?

ѕравда или €зык?

ƒмитрий ƒашкевич

ѕогода в Ѕеларуси

   23.07   24.07 
Ѕрест ясно+26
+16
¬озможен дождь+24
+16
¬итебск —олнечно+24
+13
ясно+26
+15
√омель Ќебольша€ облачность+26
+14
—олнечно+27
+14
√родно ¬озможен дождь+25
+14
Ќебольша€ облачность+26
+16
ћинск ясно+24
+12
ясно+26
+13
ћогилев ясно+25
+13
ясно+27
+15



¬чера на сайте:

посетителей 326026
просмотров 2132981

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

—тара€ верси€ сайта

 онституци€ –еспублики Ѕеларусь:

"—тать€ 34. √ражданам –еспублики Ѕеларусь гарантируетс€ право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о де€тельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состо€нии окружающей среды..."

ѕодписка

¬ведите ваш e-mail: