29 сакавiка 2024, Пятніца, 1:02
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Как создавалась Нацбиблиотека и что скрывают от посетителей

44

Журналисты пообщались с создателями и работниками «Алмаза» Лукашенко, а также посмотрели, как устроена работа изнутри.

Об альтернативных проектах и местах строительства, о гениях-конструкторах и опасных подземных водотоках — в материале tut.by.

Три здания главной библиотеки страны

Нынешнее здание главной библиотеки Беларуси построено в 2006 году, но ее история богаче. Первоначально она входила в состав БГУ и размещалась с 1922 года в Юбилейном доме (сейчас — пр. Независимости, 24).

Пр. Независимости, 24 — здесь первоначально размещалась Государственная библиотека.

После резкого роста книжных фондов Совнарком БССР выделил библиотеку из состава университета и предоставил право открывать филиалы. Одним из них стала библиотека при Доме правительства.

Именуемая же в народе «Ленинка» была построена в 1932 году в редком для Минска стиле конструктивизма. Проект архитектора Георгия Лаврова был упрощен — отказались от строительства высотного книгохранилища в глубине квартала.

По количеству экземпляров белорусская библиотека входила в число тридцати крупнейших в мире. Со временем возникла проблема недостатка площадей. В 1960-х она получила новый корпус на ул. Кирова, но это оказалось лишь временным решением.

Здание бывшей Ленинской библиотеки планировали снести по поручению диктатора в 2008 году, но оно стоит до сих пор и после реконструкции отдано верхней «палате парламента» — совету республики.

Профессор БНТУ, конструктор нового здания Национальной библиотеки Тимофей Пецольд вспоминает, что впервые стал работать в «Ленинке» во время учебы в школе.

— Это был 1950 год. Я не мог готовить уроки дома, потому что в одной маленькой комнате жило восемь человек. Хорошая библиотека была. Жалко, что здание перешло совету республики, — говорит он.

Один из архитекторов нового здания Виктор Крамаренко вспоминает, что вместе со вторым автором проекта новой библиотеки Михаилом Виноградовым регулярно посещали «Ленинку» в студенческие годы.

— Там было великолепное собрание зарубежных журналов и хороших книг по архитектуре, которые мы впитывали, — добавляет он.

Еще одна крупная библиотека тех лет располагалась в Доме правительства. По словам собеседников, свободного входа туда не было — нужно было получать разрешения, но у обоих проблем с этим не возникало.

В 1989 году состоялся конкурс на строительство нового здания библиотеки. Победил архитектурный проект Крамаренко и Виноградова, которые изобразили его в форме ромбокубооктаэдра. Правда, реализовать его получилось лишь спустя почти два десятка лет.

— Когда мы с Виноградовым работали над концепцией здания, сотрудники библиотеки поставили задачу — книга на стол читателя должна доставляться максимально быстро. Необходима была самая компактная форма с короткими связями. Как известно, самой компактной формой в природе является шар. Идея с шаром постепенно трансформировалась в алмаз. Второе пожелание библиотекарей — книгохранилище не должно быть под землей: они не любят сидеть в подвалах, также книги в подземелье подвержены гниению, — объясняет Крамаренко выбор формы строения.

В конкурсе приняли участие семь проектов от пяти институтов БССР и РСФСР. Вторая премия жюри досталась работе минчанина Виталия Белянкина (автор Дворца детей и молодежи). Возглавляемый им коллектив предложил построить библиотеку в виде раскрытой книги.

Третье место жюри отдало еще одному минчанину — Юрию Евтуху, который сейчас живет в Москве. Главный фасад архитектор создал, вдохновившись белорусским барокко.

Из-за отсутствия денег реализация победившего проекта была отодвинута на неопределенный срок. Пока в конце 1990-х директор библиотеки Галина Олейник не подняла вопрос на встрече с Лукашенко. Президентский указ о строительстве нового здания был подписан в марте 2002 года.

Пецольд же вспоминает о начале работ над реализацией победившего в конкурсе проекта.

— Мы встретились с Крамаренко на бензозаправке по улице Орловской в 2001 году. Пока стояли в очереди, он рассказал о работе над библиотекой, — говорит он.

— Тимофей Максимович попросил нарисовать схему библиотеки. Т.к. под рукой не оказалось бумаги, пришлось рисовать на капоте авто, — продолжает Крамаренко.

Конструктивные основы здания заложили Леонид Волчецкий и Анатолий Барановский. После их ухода на пенсию в институте Минскпроект была сформирована бригада конструкторов. Главным инженером проекта была назначена Людмила Шохина. В бригаду наряду с Тимофеем Пецольдом вошли его ученики — Владимир Потерщук (главный конструктор проекта библиотеки) и Дмитрий Лазовский.

Деньги собирали всей страной, а полмиллиона долларов внес даже президент Ирака Саддам Хусейн. После сдачи здания в эксплуатацию официально была озвучена цифра в 150 млн долларов — во столько обошлось строительство. В пересчете на квадратный метр комплекса — 1253 доллара, и это в 4,4 раза дешевле, чем в новой Национальной библиотеке Латвии «Замке света».

В эксплуатацию здание было сдано в июне 2006 года. Работы длились меньше четырех лет вместо запланированных шести. Сегодня фонды главной библиотеки Беларуси насчитывают около 10 миллионов экземпляров. К примеру, самой крупной библиотеки Украины — 15 млн, а России — 45. Самые крупные библиотеки — Библиотека Конгресса США и Британская библиотека: их фонды крупнее более чем в 15 раз.

Архитекторы учли и красивое природное окружение здания: предусмотрели строительство панорамного лифта (первого в Беларуси) и смотровой площадки.

— Архитекторы пошли на это, чтобы библиотека могла зарабатывать на свое обслуживание экскурсиями, — уточняет Крамаренко.

К слову, определиться с возможными местами для библиотеки архитекторам предложили еще до конкурса 1989 года. Изначально Виноградов и Крамаренко анализировали возможность строительства библиотеки на Октябрьской площади, где сейчас построен офис Velcom, или напротив театра музкомедии, на месте деревянных хибар. Каждому месту соответствовало бы свое здание.

— В итоге мы выбрали микрорайон Восток: это линейный центр города — главный проспект, рядом метро, зеленая зона, — объясняет архитектор.

При проектировании оставили зеленую зону в виде тальвега, который образован подземными водотоками. В нем собирается вода и идет в реку. Институт ЦНИИКИВР строго-настрого запретил засыпать его — иначе вода будет искать другие пути и может попасть в зону фундамента.

— Несколько лет назад ко мне пришел один архитектор и попросил согласовать генплан на котором на месте тальвега, в непосредственной близости от фасада размещалась стоянка. Тальвег предлагалось засыпать. Я объяснил, почему его нельзя засыпать и уничтожать природное окружение — говорит Крамаренко.

— При строительстве мы пробурили скважины для контроля глубиной более 40 метров и нашли торф, которому более полутора миллиона лет — там даже тростник находится, — продолжает Пецольд. — Нашли три небольшие линзы торфа. Если туда не попадет вода, то все будет нормально. Сделали отмостку, пробурили четыре скважины по периметру для контроля глубиной примерно 25 метров. Периодически смотрим, поступает ли туда вода. Ведется контроль. Пока все сухо.

Деформация фундамента раньше измерялась ежегодно, сейчас реже. Последний раз — два года назад. Тогда обнаружили просадку на 86 миллиметров. Но перекосов не обнаружено: она равномерная.

— Сегодня с удивлением увидели, что на месте тальвега ведутся строительные работы. Застройщик «Маяка Минска» расширяет стоянку транспорта, приближая ее к читательским залам библиотеки — а мы задумывали, чтобы они выходили на красивый природный ландшафт. Странно, но это решение не согласовано с нами, — добавляет Крамаренко. Он и Пецольд намерены остановить эти работы.

В здании Национальной библиотеки журналистов встретил Николай Галушко, заведующий диспетчерским отделом.

Из диспетчерской управляют знаменитой ночной подсветкой здания — с обычного компьютера. Всего здесь три комнаты: две рабочие и одна для приема пищи. Центральное помещение примерно 3 на 10 метров. При нас здесь находятся шесть человек. Они следят за системами поддержания здания в рабочем состоянии.

На стене расположено большое изображение здания — адресная система пожарной сигнализации. Наверху шкафа лежат красивые поделки из бумаги.

— От бывшего коллеги осталось, — объясняет Галушко.

При любой внештатной ситуации в диспетчерской происходит сигнал. Крупных пожаров не было, но периодически срабатывает человеческий фактор: задымление микроволновой печи и т.д.

Здесь же работает диспетчер по лифтам. Всего в здании их 19, 12 — пассажирские.

Из диспетчерской идет управление теплоснабжением, микроклиматом в книгохранилищах. Отдельная система следит за управлением президентского центра. Когда запускалась библиотека, это было основное место встреч на высшем уровне. Решение о его строительстве было принято уже во время возведения здания — там должен был располагаться один из читательских залов.

— Все воды тепла дублированы из не менее двух источников. От города два резерва, плюс своя котельная. Все полностью автоматизировано, но минимум два раза в день происходит осмотр, — объясняет он.

Теплоснабжение круглогодично. В книгохранилище должно быть 18−22 градуса и определенная влажность. Сезонных отключений горячей воды нет. Платежи у библиотеки большие: доходит и до полутора миллиардов неденоминированных рублей в месяц только за тепло.

— Много потребляет система вентиляции. Мы не можем подать холодный воздух и должны сперва прогреть его. На это идет больше, чем на отопление, — заключает Якутович.

Вглубь помещения библиотеки уходят всего на два этажа. В подвалах находятся тепловой пункт, холодильные установки, вентиляционное оборудование и остальные системы. Ниже располагается воздухозаборная шахта. Туда рабочие не спускаются.

Гордость библиотеки — телелифт. Это система автоматической доставки книг из хранилища к читателю. Процесс занимает примерно 20 минут — один из самых быстрых показателей среди библиотек мира. Например, ожидание заказа в Национальной библиотеке Франции — более часа.

Заведующий отделом АСУ ТП Владимир Славнов вспоминает, что первым заведующим его отделом был Галушко, с которым мы общались в диспетчерской. Систему создали немцы, и несколько раз они приезжали в библиотеку.

— В день у нас более тысячи отправок. Заявка формируется в электронном виде и поступает на пятый этаж — на приемо-отправочную станцию, — объясняет Славнов. В ней мы и находимся.

Протяженность монорельсовой трассы — 980 метров. У нее пять ответвлений, которые сходятся на этой станции. Контейнер («мы его называем тележкой»), в котором находится заказ, подвижен и наклоняется в движении так, чтобы содержимое ни в коем случае не выпало.

По всей трассе расположено 17 противопожарных дверей. При необходимости они закрываются, чтобы предотвратить распространение пожара.

Заведующая сектором хранения специализированных коллекций Татьяна Ивашко говорит, что у читателей есть выбор: заказывать экземпляры в печатном или электронном виде. Экземпляры, которые не помещаются в телелифт без складывания, в читательский зал приносятся сотрудниками.

Особая ценность библиотеки — фонд рукописей, старопечатных и редких изданий. Он насчитывает более 70 тысяч единиц. Среди них — «Книга хроник» Шеделя (1493 год), «Божественная комедия» Данте (1481), прижизненные издания основоположника протестантизма Мартина Лютера. Есть здесь и оригиналы книг Скорины — единственные в Беларуси.

Очень много газет: почти 5 тысяч названий на 25 языках. Журналов — более 3 миллионов экземпляров (иностранных среди них — примерно треть). Нотных — более 84 тысяч («наибольшую ценность имеют иностранные ноты конца ХVIII века, прижизненные издания Шуберта»). Фонд карт состоит из более 20 тысяч единиц, аудиовизуальных документов — более 26.

Ивашко уточняет, что фонды библиотеки постоянно пополянются. В основном — за счет обязательного экземпляра всей документальной продукции, издаваемой в Беларуси, а также путем обмена, закупок, подарков. Прибавляются они примерно на 250 тысяч единиц в год.

Все это хранится в высотной части библиотеки, куда вход посетителям закрыт.

Заведующая отделом библиотечного обслуживания Светлана Иващенко рассказывает о читательских залах. Их 18. Одновременно они могут принять 2 тысячи посетителей. Самый большой зал — под номером 1. В нем 412 мест.

Залы отличаются по видам изданий, отраслевому признаку, а также образовательному уровню читателя: для студентов — одни, а магистрантов, аспирантов — другие.

Помимо книгохранилища и читательских залов здание располагает большим набором мест для досуга: сауна, тренажерный зал, музей, ресторан, смотровая площадка и другое, что хорошо знакомо многим посетителям.

Напісаць каментар 44

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках