29 сакавiка 2024, Пятніца, 9:53
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Нам нужны город и страна

60
Нам нужны город и страна
Ирина Халип

Нельзя быть свободным в гетто.

Один коллега съездил недавно в Киев и несказанно удивился: оказывается, написал он, то, что нам разрешили слушать в Минске джаз по субботам, - это вовсе еще никакая не Европа; вот в Киеве – музыка на каждом углу, а парочки спокойно пьют вино на берегу Днепра, и это совсем другая жизнь.

Второй коллега прогулялся по минской улице Зыбицкой и с упоением написал: рекомендую всем, это такой веселый майдан, а главное – полная безопасность, под каждым фонарем спецназ.

Третий коллега вернулся в Минск после нескольких лет работы в Европе и сходил-таки послушать джаз у Ратуши в субботу. Потом говорит: хорошо, когда в центре площади стоишь, а подойдешь к краю, увидишь омоновские ряды - и кажется, будто ты в окружении и сейчас откроют огонь.

У четвертого коллеги друг купил майку олимпийской сборной Беларуси и пришел в ней на концерт к Ратуше, а омоновец к нему подошел да спрашивает с угрозой: «Ты что, нацист?»

Пятый коллега пошел недавно вечером на Зыбицкую – и оказался в милицейском участке, потому что, со слов омоновцев, был нетрезв. А еще многие коллеги недавно опубликовали историю об избитой ОМОНом парочке на той же Зыбицкой: ребята ждали, когда освободится столик в кафе, - сидели на ступеньках возле террасы и пили сидр. Их задержали, избили и до утра продержали в отделении милиции. Еще и судить будут, конечно.

По-моему, картина мира в Беларуси ясна и прозрачна. И я, честно говоря, до сих пор не могу понять того непрерывного потока розовых соплей, которые в последние несколько месяцев льются из всех социальных сетей и даже некоторых медиа: «Минск – европейский город! Беларусь – Европа! Нам разрешили по субботам слушать джаз! А еще у нас появилась улица Зыбицкая! Здесь можно легально бухать и плясать, и диджей прямо на балконе – ну совсем как в Европе, и девки пьяные из машины высовываются!»

Удивительно, что многие из тех, кто льет эти розовые сопли, - или сами подвергались репрессиям, или кум-брат-сват в тюрьме сидел за участие в акциях протеста. Ну ладно, если уж совсем везучие – тогда только читали об этом. Или писали. А если вообще ни того, ни другого, ни третьего – то хотя бы аватарки в соцсетях меняли сообразно случаю: то национальный флаг в знак солидарности с голодающим Коваленко, то портрет Статкевича, то «Жыве Беларусь!». В общем, не только «Колобка» читали, не только телевизор смотрели, не только по белорусским агроусадьбам путешествовали.

Но теперь они искренне радуются, что один раз в неделю могут прийти в центр города послушать музыку. И еще один раз – пойти выпить в специальное алкогольное гетто, в котором можно, конечно, и по почкам получить, но есть и немалый шанс нажраться без составления протокола. Счастливы, как дети, которым разрешили раз в неделю пописать мимо горшка, хотя уверенности, что ремня не получат, все равно нет и быть не может. Истории коллег, их друзей и избитой парочки – это только начало. Всех, кто кричит «Европа!», для острастки будут время от времени бить.

Неужто эти образованные люди забыли, что в гетто не бывает свободы? Все заканчивается эшелонами в Освенцим, сколько бы ни заглушали громкой музыкой чужие страдания и стук колес. При диктатуре не бывает европейских ценностей, или, вернее, в мире не существует европейской диктатуры. В диктаторской стране не может быть отдельно взятого свободного переулка. Правила едины для всех: сидеть тихо и не высовываться. Выпивка по пятницам, музыка по субботам, секс по воскресеньям, расстрел по понедельникам, думать – никогда. Если кто забыл – бдительные омоновцы быстро об этом напомнят.

Тот первый коллега обалдел от Киева: мол, там музыка на каждом шагу. Да ладно, до Киева целую ночь поездом ехать – почти вечность. А до Вильнюса – два с половиной часа электричкой. Так вот, в двух часах езды – тоже музыка на каждом шагу, и музыкальные фестивали с уличными концертами не каждую субботу, а каждый день с весны до осени, и в разных районах города, и на любой вкус. Кстати, общенациональный любимец Сергей Михалок прийти на Зыбицкую и спеть там – или возле Ратуши, или на любой минской площадке, - не может. Зато в Вильнюсе – всегда. И все те, кто балдеет от официально разрешенной вышиванки и обилия выпивки на Зыбицкой, тихо садятся в поезд или автомобиль и едут в Вильнюс, чтобы послушать Михалка. Или в Варшаву. Или в Киев. А заодно – купить там по случаю продукты и одежду мировых брендов, которые почему-то не хотят в нашем европейском гетто между Ратушей и Зыбицкой открывать свои магазины.

Я не могу восхищаться тем, что в Минске теперь есть улица, где свободно бухают, – до первого ОМОНа, разумеется. Улица – это резервация. В свободной стране музыка везде, и танцуют везде, и радуются тоже везде, а не в специально отведенном для этого месте. Нам нужна не улица, чтобы пить, а весь город, чтобы свободно гулять по нему хоть в майке с «Пагоняй», хоть в кришнаитском оранжевом одеянии. И еще, конечно, - вся страна, чтобы жить.

А тем, кто идет на Зыбицкую, я вслед за коллегой номер два, рекомендующим ее всем-всем-всем, дам полезный совет. Идя туда, не забудьте взять с собой аптечку. Потому что после встречи с ОМОНом вам понадобятся йод и бинт, а вовсе не «Мохито».

Ирина Халип, специально для charter97.org

Напісаць каментар 60

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках