25 красавiка 2024, Чацвер, 4:23
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Григорий Сенькив: Есть эффективные методы борьбы с пропагандой

7
Григорий Сенькив: Есть эффективные методы борьбы с пропагандой
Григорий Сенькив
Фото: vchasnoua.com

Как можно защититься от информационного влияния России?

Что происходит в информационном поле Эстонии, пытаются ли российские средства массовой информации оказывать влияние граждан этой страны и что делать, чтобы защититься от враждебного информационного влияния, корреспонденту Charter97.org рассказал эксперт по информационной безопасности Григорий Сенькив, директор эстонского Центра повышения осведомленности о безопасности и обороне. Эта организация ориентирована на русскоязычную молодежь и проводит программы по ее интеграции в эстонское общество.

- Вы являетесь экспертом в области информационного влияния. Насколько велико влияние российских средств массовой информации на самих эстонцев и русских, живущих в Эстонии?

- Эстонцы преимущественно, согласно октябрьским данным за 2016 год, смотрели местные каналы на эстонском языке Kanal 2 (21,9%), ETV (20,5%), и TV3 (16,5%). Также в Эстонии доступны для просмотра всевозможные российские каналы и все провайдеры предлагают пакеты с русскими каналами. Среди русскоязычных ТВ каналов популярностью пользуются российские: Первый Балтийский канал или ПБК (17,7%), НТВ-Мир (16,2%) и РТР-Планета (12,7%). Для понимания стоит уточнить, что Первый Балтийский канал создан на основе российского Первого канала для вещания на территории стран Балтии.

В 2015 году Эстонская общественная телерадиовещательная корпорация запустила русскоязычный канал ETV+, который освещает жизнь в Эстонии на русском языке и стремится привлечь внимание русскоязычной общины. Несмотря на благое начинание, российские медиа поспешили повесить на ETV+ ярлык «эстонского пропагандистского канала», который создан для борьбы с российской пропагандой.

- Сейчас мы с вами говорим о телевидении, а что с таким инструментом влияния как интернет?

- Рассматривая потребление СМИ в Эстонии и их возможности влияния на аудиторию, важно обращать внимание не только на канал информации, но и на возраст аудитории. Благодаря широкой доступности интернета, неограниченным возможностям поиска и получения информации, возможности делиться своим мнением, молодое поколение стало все больше потреблять информацию из интернета, будь то новостные порталы, интернет-ТВ, социальные сети или видеосервисы. Молодое поколение воспринимает мир другими категориями и односторонняя коммуникация через телевизор не представляет для них интереса, что нельзя сказать о более взрослом поколении, для которых телевидение по-прежнему является авторитетным источником информации.

Более молодое поколение отдает предпочтение интернету, где проводит большую часть времени. Очень молодое поколение предпочитает соцсеть «ВКонтакте», поколение постарше - Facebook. Общение в социальных сетях позволяет более оперативно получать информацию, но формат социальных сетей диктует свои условия подачи новостей, то есть сжатый объем информации, эмоциональность текстов, визуализация. В интернет-пространстве новости создаются, выдумываются, компилируются, изменяются, смешивается правда с ложью, и каждый пользователь становится «сам себе журналистом», поэтому в интернете можно встретить безграничное множество интерпретаций и мнений, порой самых противоречивых даже в отношении одного и того же события.

В социальных сетях, будучи анонимным, пользователь любого возраста может примкнуть к любому сообществу, чьи идеи и мнения разделяет. По этой причине молодые русскоязычные граждане Эстонии без труда находят себе единомышленников в сообществах разных политических настроений и предпочтений.

- Каким образом и при помощи каких средств Кремль пытается манипулировать общественным мнением в Эстонии?

- Стоит заговорить о враждебном информационно-психологическом влиянии, и многие люди начинают крутить пальцем у виска и все в их взгляде выдает немой вопрос «Вы что больны? Зачем вы все выдумываете?». Именно в этот момент всегда вспоминаются слова министра обороны РФ Шойгу, сказанные в марте 2015 года: «Настал тот день, когда мы все признали, что слово, камера, фотография, интернет и вообще информация стали еще одним видом оружия, еще одним видом вооруженных сил». В связи с данной оценкой роли СМИ многие эксперты стали соответственно рассматривать деятельность российских СМИ именно через эту призму.

И встают две противоборствующей стороны, одни кричат, что российская пропаганда — это выдумка русофобов, которые на этой теме «пилят бабло» и нагнетают обстановку, разобщая общество, а с другой стороны встают «параноидальные эксперты», которые как мантру повторяют слова о «всесильной российской пропаганде», от которой не спрятаться и не скрыться. Обидно лишь одно, что во всем этом балагане не слышен голос тех, кто с холодным разумом наблюдает и анализирует ситуацию, ведь есть просто объективные факты.

- Русские в Эстонии и эстонцы живут в одной стране, платят налоги, но находятся ли они в том же информационном пространстве?

- Очевидно, что русскоязычная община и эстонцы живут в разных информационных пространствах. Отсутствие альтернативы российским каналам по качеству предлагаемого контента не оставляет выбора русскоязычному потребителю. Ежедневно живя в российском медиа-пространстве, русскоязычная аудитория впитывает в себя информацию в разных «упаковках», будь то развлекательные и новостные передачи, сериалы, фильмы и т.д. Также важным фактором, поддерживающим интерес к российским каналам, является незнание нашими земляками иностранных языков для поиска альтернативной информации. Хотя для поиска альтернативной информации все же должно появиться сомнение в уже имеющейся информации, а вот этого волшебного состояния, называемого сомнением, порой и не бывает у тех, кто слепо верит. Отношение к новостям и информации из области знания перешло в область веры. Раньше мы смотрели новости для получения информации и, как следствие, знания, а теперь с целью подкрепления своей «веры», мировоззрения и ценностных установок.

- Могли бы вы несколько подробнее рассказать о методах информационного воздействия? Например, в российских СМИ во время обострения конфликта на Донбассе частым гостем стало слово «фашист». Почему СМИ используют термины, которые имеют совершенно иное значение?

- Ярлык «фашист» - это простая форма донесения объемного контекста, который включает в себя все вышеописанное, помноженное на эмоции поколений. Пророссийские «ястребы» монополизировали навешивание ярлыка «фашисты», ведь только они являются правопреемниками этой «привилегии», по их собственному мнению. В их конструкции мира все просто: есть народ победитель, который остановил распространение фашисткой идеологии, и есть все остальные. Непозволительно думать иначе! А на любые слова «постойте, ведь были и страны союзники, которые совместно с СССР боролись против фашизма, например, США, Великобритания», слышишь в ответ: «Да, но вы посмотрите потери, СССР больше всех потерял во Второй мировой». И далее происходит чехарда с фактами и намеренным закрыванием глаз на очевидные исторические события, а в конечном итоге тебя назовут «фашистом», пересматривающим историю.

Когда в навешивание ярлыка «фашиста» включается СМИ, то у многих людей, для кого телевидение - авторитетный источник информации, включается природное чувство страха перед врагом, несущим смерть невинным, чувство внутренней мобилизации и единения с обществом во имя сохранения своего народа. Живы еще те, чья память хранит в себе воспоминания о неоправданной и бесчеловечной жестокости проповедников фашизма, их националистических, расистских и ксенофобских взглядах, приправленных милитаризмом.

- Искажается ли мировоззрение людей, попавших под информационное воздействие? Если да, то каким образом?

- Само по себе информационно-психологическое влияние является всего лишь инструментом для достижения определенных целей и решения поставленных задач. Враждебное информационно-психологическое влияние возможно в том случае, когда для этого есть соответствующие условия и среда, позволяющая взращивание протестных настроений в обществе с последующим проявлением в активные действия протеста. Избежать самой попытки влияния возможно, но для этого целиком стоит стремиться угодить второй стороне, навязывающей свое видение и волю. Но в условиях, когда вы сами хотите принимать решения, определяя свои сегодняшние действия и свое будущее, стоит учитывать, что другая сторона или стороны будут стремиться оказать воздействие с целью склонить в сторону «правильного» выбора. Это попытки могут включать в себя, как и прямое продавливание извне, создание условий для внутреннего давления, навязывание, саботаж, дискредитацию и т.д.

Именно для того, чтобы избежать враждебного влияния, важно помимо заботы о социально-экономическом уровне жизни населения также уделять внимание развитию в обществе навыков критического мышления, созданию фильтров восприятия информации, повышению медиа-грамотности, созданию предпосылок для активного вовлечения и участия граждан в общественной жизни, навыкам ведения диалога. Безусловно, успешная реализация комплекса этих мер возможна только при наличии политической воли и едином понимании на государственном уровне. Системные действия всех заинтересованных сторон как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества позволят создать условия для принятия компромиссных решений с учетом пожеланий и ожиданий всех сторон.

- Страны Балтии, Беларусь и Польша являются странами, на которые Кремль пытается оказать информационное давление.

- «Отношения» русскоязычных в Эстонии с российскими СМИ можно описать фразой из стихотворения А.С.Пушкина «Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!». Аудитория смотрит и верит… А настроения и взгляды на внешнюю политику России в целом, мнения о взаимоотношениях России с соседними странами в частности, русскоязычные люди в Эстонии формируют исходя из внутрироссийских новостей, которые направлены на аудиторию внутри самой России.

По этой причине русскоязычной аудитории Эстонии присущ весь спектр мнений и штампов, транслируемых российскими СМИ, начиная от щедро раздаваемых ярлыков «фашистов» до «европейско-гейропейских» ценностей, ну и, конечно же, полная уверенность в бесполезности и неэффективности санкций, которые, по их убеждению, в первую очередь вредят самой Европе.

- Что делает Эстония, чтобы защитить свое информационное пространство? По вашему мнению, усилия, которые предпринимает Таллинн в этой области, являются достаточными?

- В отличие от физического, защитить другие атакуемые пространства представляется задачей более сложной. В области кибербезопасности начиная с 2007 года стала активно нарабатываться компетенция как стратегического характера на уровне государственных учреждений, так и технического в секторе экономики. С информационным пространством дела обстоят еще сложнее, так как само понятие уязвимости в этой области пришло нам относительно недавно. Более того, информационное пространство Эстонии (как и любой другой демократической страны) не существует отдельно от глобальных информационных потоков. Все это определяет наши пока что скромные возможности по защите инфополя от негативного влияния.

Я бы выделил три основных направления:

1. Активная и полноценная работа с ответственными и профессиональными журналистами ведущих СМИ (то есть не просто рассылка сухих пресс-релизов, а активное вовлечение еще до какого-то события или мероприятия, честное обсуждение с ними стратегических целей государства и оптимальных способов донесения их до населения);

2. Создание возможностей для образования жителей Эстонии по вопросам безопасности и государственной обороны (это могут быть как регулярные открытые дискуссии на местном уровне с вовлечением экспертов, так и, например, Высшие курсы по государственной обороне, которые в этом году пройдут в Эстонии уже в 36-ой раз);

3. Привлечение гражданского общества для повышения осведомленности граждан по вопросам обороны и государственной безопасности, в том числе и информационной.

Пока что этих действий хватало для сохранения и защиты информационного пространства Эстонии, но в этом году ситуация может измениться, и тогда мы будем вынуждены привлекать дополнительные ресурсы на противодействие враждебным атакам и манипуляциям.

- Ваш прогноз на будущее? Стоит ли надеяться на то, что информационные войны за умы населения стран Балтии прекратятся или же наоборот нужно готовиться к обострению и новым информационным конфликтам?

- Предстоящий год будет для Эстонии важным в виду комплекса факторов:

1. Годовщина (10 лет) событиям «бронзовой ночи»;

2. Эстония председательствует в Совете Европейского союза;

3. В страну для дислоцирования прибудут наши союзники из НАТО (британцы, французы, датчане).

Безусловно, эти знаковые события привлекут внимание всех сторон: как дружественных нам стран-единомышленников, так и тех, кто не разделяет наши ценности.

Напісаць каментар 7

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках