19 красавiка 2024, Пятніца, 19:29
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

«Русский-мир-творцы» из Беларуси на Донбассе – это недопустимо

14
«Русский-мир-творцы» из Беларуси на Донбассе – это недопустимо

Есть большая вероятность использования белорусских «голубых касок» в интересах государства-агрессора.

После завершения Мюнхенской конференции по безопасности возобновилась дискуссия о миротворцах на Донбассе: откуда, сколько, какие полномочия... Предложения насчет схемы их размещения, изложены в основных пунктах так называемого «доклада Расмуссена» - экс-генсека НАТО и советника Петра Порошенко. В документе озвучено приблизительное число миротворцев ООН - 20-30 тысяч. Этот контингент должны были бы составить страны, которые не входят в НАТО и которым доверяют как страны альянса и Украины, так и РФ. Например, Швеция, Финляндия, Австрия – представители одной из них могли бы возглавить контингент. Впрочем, у Расмуссена упоминаются еще и Казахстан, Монголия, Беларусь...

Больше всего оценок в отношении последней. О готовности отправить своих миротворцев на Донбасс эта страна заявляет не впервые. Интерес Республики Беларусь к участию в возможной миротворческой операции был озвучен Лукашенко еще в 2015 году сразу после того, как идею сформулировал Петр Порошенко. Очевидно, с того момента мотивация Минска не изменилась. Буквально в конце прошлой недели глава МИД Беларуси Владимир Макей встретился с Куртом Волкером, якобы обсудив ввод белорусских миротворцев на Донбасс при условии согласия всех заинтересованных сторон. «Именно об этом мы говорили с представителем США. (...) Могу только подтвердить готовность Беларуси принять участие в любом виде, если это будет приемлемо для всех вовлеченных в этот конфликт сторон», - заявил Макей в интервью белорусскому телеканалу СТС.

На следующий день о готовности Беларуси принять участие в миротворческой миссии заявили и на уровне администрации Лукашенко.

Но от Украины до сих пор нет официальной реакции на все эти доклады и заявления. Почему — можем только предположить, что в высоких кабинетах вокруг публичности этого вопроса существуют какие-то договоренности. А вчерашнее заявление заместителя министра иностранных дел Украины Елены Зеркаль в эфире «5 канала» о недопустимости белорусских миротворцев на Донбассе по сути правильное, но не является официальным, и скорее выглядит, как публичное высказывание: «Насколько я знаю, Беларусь не вышла из ОДКБ и состоит членом этой организации. А если мы исключаем НАТО, то очень логично, чтобы страны ОДКБ также не принимали участие в миссии».

Вечером того же дня в эфире программы «Свобода слова» о миротворцах на Донбассе говорил, собственно. и министр иностранных дел Украины Павел Климкин: «Развертывание миссии займет минимум 6-10 месяцев. (...) И оно должно начаться только после ухода российских войск с временно оккупированных территорий на Востоке Украины. Любые другие функции – это замораживание. А замораживание – это ситуация, которая взорвется в любую секунду, и Россия, безусловно, использует это».

О Беларуси министр ни слова не сказал, а хотелось бы от него услышать. Потому что даже теоретическая вероятность появления миротворцев из Беларуси на Донбассе это унижение для Украины. И членство Беларуси в ОДКБ - это далеко не все. Беларусь с Россией вдвоем входят еще и в «Союзное государство» - странное образование, которое при этом на лингвистическом уровне говорит, кто чей союзник.

Укринформ попытался разобраться, насколько реально появление белорусских «голубых касок» на Донетчине и Луганщине, а также, почему их присутствие на этих территориях для Украины унизительно, неуместно и неприемлемо.

Карикатура Сергея Елкина

Уши спецслужб РФ из-под «голубых касок» белорусских миротворцев

Если Беларусь присоединится к миротворческой миссии на Донбассе, то, по мнению экспертов, ее присутствие на этих территориях гарантирует Украине немало проблем. Ведь, во-первых, статус белорусских вооруженных сил – это статус союзных России вооруженных сил, они являются задекларированными союзниками государства-агрессора, а значит, заинтересованной стороной конфликта. Во-вторых, белорусская армия фактически сателлит вооруженных сил РФ: имеет идентичную организационно-штатную структуру, систему планирования, обеспечения, подготовки кадров и боевой подготовки. Добавим к этому безусловное согласование всех оперативных и кадровых решений между обоими ведомствами. Именно поэтому возможность белорусского подразделения придерживаться международных принципов проведения миротворческой операции порождает более чем серьезные сомнения. Не говоря уже о том, что проконтролировать появление в контингенте российских военнослужащих под видом белорусских – практически невозможно.

Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков утверждает, что участие в миротворческой миссии страны - члена ОДКБ и «cоюзного государства» с Россией это глупо и опасно:

Михаил Пашков

«Существует потенциальная вероятность того, что Беларусь будет использовать присутствие своих миротворцев, а собственно, военные подразделения на территории Украины в продвижении не только собственных, но и соседских интересов. То есть, под маркой белорусских «голубых касок» возможно «вливание» и представителей российских спецслужб».

Заместитель директора Института мировой политики Николай Белесков, вспоминая прошлогодние совместные российско-белорусские масштабные военные учения «Запад-2017», также отмечает риск участия Беларуси в миротворческой миссии на Донбассе:

Николай Белесков
Фото: Радио Свобода

«Уровень интеграции между вооруженными силами РФ и Беларуси очень высокий. Особенно, это показали учения «Запад-2017». Видимо, нам придется каждого солдата и офицера проверять на причастность к связям с российскими спецслужбами. Чтобы среди этого контингента не оказались люди, которые будут заниматься на Донбассе разведывательной деятельностью в пользу Москвы».

К сказанному экспертами можем добавить еще несколько не менее веских причин, почему нельзя пускать на Донбасс миротворцев из Беларуси. Это и голосование против резолюции ООН по Крыму, и пособничество в похищении Павла Гриба, и аресты КГБистами журналиста Павла Шаройко и директора украинского завода утяжелителей Александра Скибы... То есть, миротворческий контингент из страны, которая формально сохраняя нейтралитет, действует в интересах России — это унижение, это самим себе во вред.

ОДКБ, статус «союзного государства» - реальная угроза, а как насчет присутствия?

И это не все. По официальным данным Министерства обороны Беларуси, по состоянию на 2014 год белорусские военные лишь раз привлекались к миротворческим миссиям ООН в Ливане. Причем контингент там состоял лишь из пяти человек - четырех военных медиков и одного офицера штаба миссии, - которых периодически меняли по ротации. Несмотря не это, убеждает Николай Белесков, миротворческие перспективы Беларуси на востоке Украины, по меньшей мере, выглядят странно: «Во-первых, как такого миротворческого опыта у Беларуси нет. Единственно, где они принимали участие, был Ливан. Впрочем, они находились там в совсем другом формате, чем теоретически находились бы в Украине. Их опыт не касается такого типа конфликтов, как на Донбассе. Во-вторых, Беларусь имеет очень ограниченный контингент, кажется около роты, а это - совсем не те силы, при заявленной необходимости в 20-30 тысяч миротворцев. Несмотря на то, в белорусском присутствии на Донбассе Запад видит определенные преимущества: они могут помочь легитимизировать идею миротворческой миссии в глазах Российской Федерации, сделать ее приемлемой».

Похожее мнение высказал и содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков: «Готовность Беларуси к выполнению задач в составе миротворческой миссии несколько сомнительна. Миротворческий контингент у белорусских ВС ограничен, где-то около роты. Они могут претендовать лишь на номинальное участие, не больше».

Соответственно, в белорусской армии с 2005 года существует миротворческая рота при 103-й гвардейской отдельной мобильной бригаде, которая базируется в Витебске. По сообщениям белорусских специализированных медиа, по состоянию на 2013 год в роте на постоянной основе служили 40 военных, и еще 200 бойцов значились как переменный состав... В реальных миротворческих миссиях подразделение участия не принимало, хотя регулярно привлекается к учениям в рамках упомянутой ОДКБ, в которую, кроме, собственно, вооруженных сил Беларуси и России, входят еще Армения, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. То есть, как говорится, «русскомиртворцев» из этих стран - тоже просьба не беспокоить.

Мирослав Лискович, «Укринформ»

Напісаць каментар 14

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках