20 красавiка 2024, Субота, 2:27
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Что осталось после СССР?

19
Что осталось после СССР?

Начало девяностых годов было очень интересным временем.

В 1991 году распался СССР, и начало девяностых годов стало переходным периодом от советской системы к нормальным экономическим отношениям. По моим ощущениям — переходный период продолжался где-то до конца девяностых годов, и во время него всплыли на поверхность все проблемы, который в совке замалчивались и скрывались, пишет в ЖЖ известный белорусский блогер Максим Мирович.

Знайте — когда фанаты СССР рассказывают вам про "ужасы девяностых" — они на самом деле рассказывают вам про ужасы совка, о которых вдруг стало можно писать в прессе. С точки зрения быта какой-нибудь 1992 пост-советский год мало отличался от советских 1989 или 1990-го — у людей в квартирах были те же убогие интерьеры, по улицам ездили те же ржавые советские машины, а дымящие советские заводы точно так же отравляли воздух — просто в совке все это показывать было не принято/нельзя, а с концом совка — показывать стало можно. Все "ужасы девяностых" — включая убогие квартиры, ржавые машины и разбитые дороги были созданы в совке за несколько десятилетий до его конца.

Начало девяностых годов было очень интересным временем — люди вдруг осознали, в насколько отсталой, нищей и убогой стране они до недавнего времени жили — слушая байки о самых современных ракетах и россказни о каком-то там будущем "коммунизме". В 1991-м году сказки прекратились — и люди вдруг увидели, что все эти годы они жили в говняных бесплатных хрущевках, среди убогой и серой окружающей действительности, одевались в серую мрачную одежду и питались абы чем — с концом совка пришла пора наконец-то трезво смотреть на окружающую действительность.

В сегодняшнем посте я публикую фото-подборку того тлена и руин, что остались после 70 лет советской власти. Снимки сделаны двумя фотографами — Жаном-Полем Гийото и Александром Чекменевым в период начала девяностых годов.

Вытрезвитель, 1993 год. В начале девяностых годов советские вытрезвители еще вполне себе существовали. На фото справа — милиционер в еще советской форме, которая еще сохранялась в начале девяностых.

Прохожий с упаковкой яиц, тоже 1993 год. Оставшиеся рудименты советской торговли и дефицита — если какой-то товар появлялася в магазине — то его брали сразу много — привычка, выработавшаяся за годы советской жизни.

Уличная торговля, начало девяностых. Такие уличные торговки были и в СССР, но в девяностых их стало значительно больше — потому что торговля стала окончательно разрешенной. Бабушка на фото одета в форму типичной советской пенсионерки, о которых я рассказывал вот в этом посте.

А вот еще одни пост-советские пенсионеры, которые мало чем отличались от советских. Форма одежды, внешний вид, злобность (бабка) — все как я и описывал.

Так, сейчас будет несколько фотоснимков пост-советских алкашей. Компания распивает на каком-то бетонном блоке у лестницы, напитки совершенно совковые — водка "Русская" в бутылке с "бескозыркой", а также что-то плодово-выгодное, вроде мерзкого "Солнцедара" — от которого желудочно-кишечный тракт окрашивался в стойки синий цвет. Барышня слева закусывает выпитое тем самым лучшим в мире советским мороженым.

Подмагазинная пьянь, снимок начала девяностых — тоже практически не отличается от классических советских алкашей, которые кучковались у магазинов целыми компаниями, собирая на бутылку и подыскивая собутыльников. Витрины магазинов кстати тоже еще советские, судя по дизайну — оформлены где-то в середине-конце восьмидесятых годов с помощью пленки-самоклейки.

И вот тоже очень яркое фото — под лавкой спит обоссавшийся алкаш — явно точно так же, как он это делал и в СССР. Что характерно — люди совершенно не замечают происходящего, по старой советской привычке воспринимая обоссавшегося подлавочного алкаша как неотъемлемую часть окружающей фауны — мимо проходит милиционер (!), на лавочке сидят и общаются две хорошо одетые женщины и т. д.

Жуткий снимок, запечатлевший мальчика (скорее всего, сына), сидящего возле потерявшего человеческий облик на почве алкоголизма тела. Такие валяющиеся на остановках алканы были достаточно рядовым явлением и для совка, и для начала 1990-х.

Парочку снимков убогого советского транспорта, который оставался в ходу фактически все девяностые годы — постепенно заменяясь на что-то нормальное ближе к концу девяностых. На фото — красная советская жигули-"копейка", которая была жутким убожеством в сравнении с нормальными западными автомобилями. Кстати, в т.н. "экспортные варианты" копеек, которые ограничено покупали у СССР, ставился усиленный металлический каркас, чтобы машина не складывалась как консервная банка от удара. А для собственных граждан работали по принципу "и так сойдет".

Санкт-Петербург, 1994 год, несколько советских машин на заднем плане. Практически на всех фотоснимках девяностых годов все советские машины выглядят как ржавый, грязный и помятый хлам — хотя многие были не старше десяти лет.

Ржавые автобусы — оставшийся от совка общественный транспорт, который ходил до конца девяностых годов, а местами его еще можно было увидеть и в 2000-е. В Минске последние венгерские "Икарусы" убрали, кажется, году в 2005-м 2006-м.

А это — ужасный совковый автобус "ЛАЗ" — который жутко шумел, вонял, засасывал в салон солярочные выхлопы, а заднее сидение в нем превращалось в печку из-за работающего недалеко двигателя.

Немного о советской инфраструктуре, доставшейся в наследство от СССР. Задний двор гостиницы "Центральная" в Москве, 1991 год. Вот совершенно так же, один-в-один выглядели в совке всякие задние дворы магазинов и прочего подобного — облупившиеся и обоссаные стены, годами не мытые окна с кривыми ржавыми решетками из арматуры, какие-то лужи, ящики и тележки грузчиков. Все серое и грязное.

Парочка фотоснимков из российских моногородов, фото самого начала 1990-х годов. Вот такие пейзажи считались в СССР красивыми, стоит вспомнить например кадры фильма "Весна на заречной улице", где молодая учительница с улыбкой и нежностью глядит на дымящие трубы заводов — индустриализация идет, кругом беспрерывно нагнетается общественная польза, хорошо-то как!

Уже позже, с распадом СССР, когда закончился бесконечный поток пропаганды в газетах и СМИ — люди поняли, что на самом деле живут в жуткой дыре с отсутствующей инфраструктурой, ужасным жильем и крайне вредными производствами вокруг. "На нас напал ужас девяностых, верните нам наш ламповый СССР, где нам в газетах говорили что наш город лучший в мире!" — вскрикивают фанаты СССР, проживающие в депрессивных умирающих моногородах.

И в заключение — несколько портретов людей. Начальник Красноярского химкобмината "Енисей", 1993 год. Как видите — в кабинете начальника вполне себе продолжается СССР и висит портрет Ленина:

Москва, очередь в универмаге "Детский мир", 1991 год. На снимке — лица тех самых "счастливых советских граждан".

Очень сильное и страшное фото — 1993 год, на синимке — Эрика Герлиц, из поволжских немцев, что в 1941 году в возрасте 16 лет была депортирована в далекое село. Как видим, за десятилетия жизни в совке немка превратилась в типичную советскую бабушку.

И последнее фото — очередь в Москве, снимок начала 1990-х.

Вот такое наследие осталось от СССР.

Напісаць каментар 19

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках