19 красавiка 2024, Пятніца, 15:36
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

«Мы тут, как собаки бездомные, зато мигрантам условия создают»

19
«Мы тут, как собаки бездомные, зато мигрантам условия создают»

Что говорят дальнобойщики, которые стоят в огромных очередях у границы.

На границе Беларуси и ЕС собрались многокилометровые очереди из фур. Многие считают, что причина этого — закрытый ПП «Кузница» в Польше, ведь дальнобойщики пустились в объезд. Zerkalo.io поговорило с водителями и узнало, что сейчас происходит перед границей, сколько приходится стоять в очереди и чем люди занимаются в это время.

Из Польши в Беларусь. «Гоню „по-черному“ — иначе границу не взять»

Недавно дальнобойщик Денис (имя изменено. — Прим.) шесть дней стоял в колейке перед ПП «Привалка» (граница Беларуси и Литвы). Сейчас он снова в очереди, на этот раз в Польше, перед ПП «Бобровники» (сопредельный пункт с белорусской стороны — «Берестовица»). Он приехал туда в субботу, 27 ноября, около 15.00 и был шокирован — «хвост» из фур растянулся на 28 км. Таких очередей раньше никогда не было. Денис вспомнил, что раньше обычно проходил границу в «Привалках» за сутки-полтора, «Бобровники» — за 15 часов. В этот раз за 23 часа он проехал всего 18 км, и очень надеется, что попадет в Беларусь к утру понедельника.

Водитель честно признался: работает «по-черному» — это значит, что едет он нарушая режим труда и отдыха, не отдыхает положенное по закону время. Мужчина говорит, что устал, но за пять-шесть лет стажа работать в таком режиме уже привык, да к тому же он очень спешит, потому что из-за очередей на границе задерживается с запланированным количеством оборотных (круговых) рейсов.

— Так ведь «по-чистому» границу не взять. «Черный» режим позволяет мне ехать быстрее, чем другим водителям. Ночью колейка движется шустрее — многие коллеги уходят на паузу. А проверяющих я не боюсь.

Если очередь «замирает», то Денис залазит в спальник, может часик поспать или смотрит фильмы на ноутбуке, лазит по сети, но его «от интернета уже тошнит». Иногда может приготовить себе кофе или что-нибудь сварить на плитке и поесть.

— Даже если колейка в то время, когда я готовлю еду, чуток тронется, я тоже тихонько поеду. Могу даже одной рукой помешать блюдо, чтоб не пригорело — дело привычное. На трассе есть АЗС, там кафе, магазин — можно туда сходить, если оказываешься рядом.

Как и на приграничной территории Беларуси, в Польше есть предприимчивые люди, которые ездят вдоль фур и предлагают дальнобойщикам обеды за 35 злотых (примерно 21 рубль), в них входят второе блюдо и салат. Но в этот раз Денис их не покупал — в холодильнике у него запас продуктов, которые он купил в Польше.

— Закупился на всякий случай, и мясное тоже купил, хоть и нельзя. Потому что на привозные обеды надеяться не стоит — вон в Привалках их возили, так всем желающим даже не хватало: «повара» даже до конца очереди не доезжали и уже все распродавали.

Пластиковые домики-туалеты стоят на обочине трассы, ведущей к границе, воспользоваться ими можно бесплатно. Встречаются также бочки с технической водой — пить ее нельзя, а вот использовать для мытья или чистки зубов можно.

— Там, где нет туалетов, водители ходят в лес. Бывает, что кто-то справляет нужду в пластиковые бутылки, а потом их выбрасывают на обочину. О личной гигиене в колейке заботиться не очень удобно. Конечно, у всех есть вода в канистрах, из нее ополоснешься немного, побреешься, зубы почистишь. Можно еще влажными салфетками протереться. Но нормально помыться невозможно. Так что сидим по несколько дней в «ароматах».

Мужчина говорит, что очереди на границе в декабре всегда увеличивались — фирмы закрывают договора, разгружают склады. Он считает, что если не откроют «Кузницу» и что-то не поменяют в нашей стране, то очереди из грузовиков станут еще больше.

— Мы живем тут как собаки бездомные, никаких условий уже много лет и ничего не двигается с места. Вон в «Привалку» репортеры недавно приезжали, снимали очередь из фур, говорили, мол, напишем про ваши страдания, так может хоть автолавка будет приезжать. И где та автолавка? Зато мигрантам условия создают — им и шаурму, и обменники, и баню.

В Европу. «Или лицо кому-нибудь разобьют, или колеса начнут резать»

Минчанин Валерий выехал в сторону Польши в конце недели, в субботу около 15.00 он встал в очередь за 14 км до ПП «Берестовица». Парень говорит, что за полтора дня он проехал только 7 км. Но за последние пять часов он не сдвинулся с места даже на метр.

Водитель рассказал, что на трассе Р99, которая ведет к границе, есть слабое место — это перекресток в агрогородке Пограничный, из-за которого между водителями возникают ссоры, а из рации то и дело «несется трехэтажный мат».

— На дороге в самом агрогородке фурам стоять нельзя. Мы останавливаемся до него и после, за выполнением этого следит ГАИ. А посередине Пограничного к трассе с двух сторон примыкают небольшие дороги, по ним можно выехать в другие населенные пункты. Так вот, пока мы стоим и ждем продвижения очереди, с этих улиц прямо в колейку вклиниваются наглые водители, которые в очереди даже не стояли. И певать им, что по этим улочкам ездить грузовикам запрещено.

Правда, иногда за порядком на дороге следят «хорошие смены гаишников», которые знают о «наглых» дальнобоях и не пускают их в колейку. Но в это воскресенье «хорошего» экипажа ГАИ не было, а потому в очередь то и дело лезли новые грузовики. Из-за этого хвост колейки почти не двигался.

— Днем по этой причине водители ругались по рации. Потом человек пять-шесть коллег из «хвоста» пошли через перекресток разбираться к тем, кто влез в очередь. Все дальнобойщики сейчас очень раздраженные: ждешь сутками в очереди, ни помыться ни в туалет нормально сходить — так еще проблема с этими хитромудрыми. ГАИ стоило бы активнее подключаться, а то точно когда-нибудь закончится все печально: или лицо кому-нибудь разобьют, или колеса начнут резать.

Валерий говорит, что ночью спать не будет, хоть это и нарушение режимов труда и отдыха. Ему даже все равно, если его словят наши или польские транспортники и выпишут штраф, — ему надо работать, а не простаивать.

— У меня во вторник загрузка в Белостоке. Оттуда я еду в Словакию, потом в Италию, дальше в Россию. Везде я привязан к графику, поэтому очереди на границе для нас это очень плохо. Чтобы не выбиться из времени, я потом буду еще нестись с превышением скорости. Нам создали такую ситуацию, которая толкает нас на нарушение законов и плохо сказывается на дорожной безопасности.

Водитель выехал в рейс с небольшой «ссобойкой» — думал, что ее хватит, чтобы перекусить, а потом он «затарится» продуктами в Белостоке. Но бутерброды он съел еще в субботу, а до границы еще далеко.

— Магазин маленький возле АЗС есть, но в нем пустые прилавки, даже хлеба нет. Купил там парочку упаковок сухого картофельного пюре, которое водой разводится. В агрогородке есть магазины, но до них идти три-четыре километра. А вдруг пока я буду ходить, колейка пойдет и меня начнут объезжать.

К счастью водителя, днем какие-то частники возили и продавали за 10 рублей обеды: щи, картофельное пюре с котлетой и три кусочка соленого огурца.

— Ни одного биотуалета, душа, магазин пустой. Могли бы уже и о водителях подумать, как это в Польше сделали. Зато для мигрантов у нас стараются: вон, в новостях пишут да по телеку показывают, какие мы радушные.

«Стояние в очереди не оплачивают, проедаю свое»

Белорус Геннадий (имя изменено. — Прим.) водитель молодой, работает в дальнобое меньше года, ездит он от литовской фирмы. Недавно парень вез груз через ПП «Урбаны» (граница с Латвией), и в накопителе (так дальнобойщики называют стоянку в пункте пропуска) он ждал оформления 75 часов.

— За все время моей работы это было самое длительное ожидание. Конечно, от опытных коллег я знал, что, бывает, приходится торчать в колейках и накопителях и особенно перед Новым годом. Но вот на себе испытал это впервые — это тяжело и неприятно, потому что мой заработок зависит от пробега: больше проехал — больше получил денег. Эти 75 часов простоя — за мой счет, — рассказал Геннадий.

Деньги на продукты в магазине он тогда не тратил — холодильник в авто еще был забит едой, которую он взял с собой в рейс. Еще в поездку Геннадий взял с собой несколько книг и штангу — чтобы коротать время, когда стоит в ожидании.

— Ну, может, рублей 50 проел на Урбанах. Сидел в кабине, каши варил на плитке, салатик делал. На улицу старался без необходимости не вылазить — холодно, я мерзляк. В туалет ходил рядом — там бесплатный пластиковый стоял. Ой, даже не помню, был ли там запах, — на такие вещи уже не обращаешь внимания. Хорошо, что он хоть чистый был.

Чтобы не скучать, парень иногда делал небольшую пробежку или вытаскивал штангу на улицу и занимался спортом. На это рядом стоящие коллеги ничего не говорили, разве что посматривали с улыбкой на молодого водителя.

— Видео смотрю через Интернет: Варламова, Чалого, «Жизнь малина», какие-нибудь развлекательные шоу. Читать стараюсь. Бывает, посплю пару часиков.

Дня через два белорус снова будет на Урбанах, но уже сейчас он отслеживает, как там ситуация с очередью на оформление. Водители из его фирмы рассказали, что в субботу-воскресенье проходили границу и до этого ждали 65 часов.

— Надеюсь, что в будни проскочу быстрее. Но это не факт — как повезет. Тем более, что Новый год ближе, а значит, транспорта будет больше.

Напісаць каментар 19

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках