25 лiстапада 2024, панядзелак, 9:51
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Бернд Штанге: «Я просто футбольный тренер»

Вызывающая полярные оценки работа Бернда Штанге со сборной Беларуси не остается незамеченной и на родине специалиста. В середине ноября, еще до поединков белорусов против албанцев и голландцев, материал о жизни тренера в загадочной для немцев восточноевропейской стране под заголовком “Все аккуратно и чисто” появился в популярной газете “Sueddeutsche Zeitung”. Белорусская газета «Прессбол» приводит эту небезынтересную для читателей публикацию с незначительными купюрами.

Ранее он работал в Ираке, теперь пытается вывести на новый уровень сборную Беларуси. Бернд Штанге всегда подчеркивает, что он — футбольный тренер. Политика ему неинтересна.

Рассказывая о своей жизни в Беларуси, Штанге рассыпается в комплиментах новому дому. По словам коуча, Минск — один из самых чистых городов в мире, причем в центре опрятность возведена в абсолют. На рынке можно купить все что угодно. Есть здесь и большие супермаркеты — как на Западе. А машин на улицах еще больше, ведь бензин относительно дешевый. “Впечатляющая картина”, — заключает Штанге.

Немецкий специалист работает здесь с июля. Сейчас снежный покров в Беларуси достигает глубины 20 сантиметров, а арена с искусственным подогревом в стране всего одна — минский стадион “Динамо”. Поэтому для подготовки к двум последним поединкам отборочного турнира EURO-2008 Штанге увез команду в Руйт. Однако белорусские достопримечательности и климат — далеко не все, о чем хочется спросить у 59-летнего специалиста. Работа Штанге в довольно экзотических регионах не может не вызывать вопросов. Внешнее благополучие столицы Беларуси — не повод забывать о политических проблемах страны. Режим президента Александра Лукашенко часто называют последней диктатурой Европы. Международная организация “Amnesty International”, занимающаяся защитой прав человека, сообщает о многочисленных фактах нарушения свободы слова, от которых страдают независимые СМИ. Но Бернда Штанге это не интересует. “Я просто футбольный тренер”, — говорит он.

Однажды специалист уже работал в условиях тоталитарного строя — в Ираке времен Саддама Хусейна. Когда в ноябре 2002 года Штанге принял сборную ближневосточного государства, его нещадно критиковали. Было известно, что футболисты после неудачных матчей подвергались репрессиям. Однако и в Ираке коуч на эту тему не распространялся: все, что происходило в стране помимо футбола, его не касалось. А когда в Багдаде появились американские войска, продолжил трудиться на своем посту — и вскоре получил премию президента ФИФА. “Я просто работал как обычно”, — говорит по этому поводу Штанге.

Так же немногословно отвечает Бернд и на вопросы, связанные с политической ситуацией в Беларуси: “Это не имеет никакого отношения к моей тренерской деятельности”, — подчеркивает тренер. Штанге не видит смысла в попытках переубедить людей, которые никогда даже не были в Минске. Ведь инакомыслящих, если разобраться, притесняли и в Хайлигендамме во время саммита “большой восьмерки”. Там “также использовались кордоны и водометы для усмирения демонстрантов”. В отличие от большинства людей на Западе Штанге замечает в Беларуси не только плохое: “В Минске женщины могут спокойно возвращаться домой в темное время суток, ничего не опасаясь. Когда я жил в Йене, мне приходилось забирать жену из кино вечером во избежание неприятностей”. Тем не менее политическая подоплека в карьере Штанге присутствовала всегда. Еще в девяностых годах стало известно о сотрудничестве наставника со “Штази”. Однако сам Бернд отрицает влияние этого факта биографии на тренерскую карьеру. “Мои отставки из “Герты” и “Лейпцига” никоим образом не связаны с прошлым. Причиной тому явились спортивные результаты”. По словам Штанге, в ГДР “задача коуча заключалась в том, чтобы развить в игроке лучшие качества. На Западе все было по-другому. Нужно было просто выбрать исполнителей из уже имевшегося списка. Если же кто-то не подходил, его немедленно отправляли восвояси”. Успехи к Бернду, как и к другим восточногерманским специалистам, пришли лишь спустя десять лет. Он неплохо работал в Днепропетровске, Перте и Лимасоле. Причем команду из кипрского города за два года превратил из аутсайдера в одного из лидеров чемпионата страны. Нельзя не отметить и работу Штанге со сборной Ирака. По словам тренера, именно он заложил основу той команды, которая на Олимпиаде в Афинах заняла четвертое место, а недавно стала чемпионом Азии.

Этот опыт наверняка помогает наставнику и в Беларуси. В отличие от соседних России и Украины футбол здесь остановился в развитии. Национальная сборная может похвастать лишь одной звездой — игроком лондонского “Арсенала” Александром Глебом. Как и политическая жизнь, игра номер один также подчинена власти: федерацию футбола возглавляет ставленник Лукашенко. “В Беларуси нет ни сборной U-21, ни юниорских команд, ни нормально функционирующей системы воспитания молодых игроков”, — рассказывает Штанге. При помощи своего многолетнего помощника Харальда Ирмшера Бернд хочет создать тот фундамент, на котором можно будет построить будущее футбола в этой стране. Возможно, за основу будет взята швейцарская модель воспитания молодежи. Планируются также стажировки белорусских тренеров у старых знакомых нашего героя еще по ГДР — тренера дортмундской “Боруссии” Томаса Долля и Ханса Майера, возглавляющего “Нюрнберг”.

За пять месяцев была проделана кропотливая работа. “Наша цель — попадание на чемпионат мира-2010. Знаю, что будет нелегко. Пока о таком прорыве можно только мечтать”. Впрочем, даже если господину Лукашенко или его заместителям вдруг что-то не понравится, жалеть о времени, проведенном в Беларуси, Штанге вряд ли будет: “Здесь все аккуратно, чисто. А федерация учитывает все мои пожелания”.

Отклики читателей “Sueddeutsche Zeitung” на публикацию очень напоминают комментарии белорусов как по разбросу мнений, так и по резкости их выражения.

В турне Штанге по сомнительным странам не хватает только Северной Кореи...

Штанге — взрослый человек. Он сам в состоянии решать, где ему работать. Остальных это не касается, в том числе и СМИ. Допустим, “Сименс” — коррумпированная компания, но никто же не обвиняет в этом какого-нибудь ее электрика! Штанге не делает ничего противозаконного. Не забывайте, что этому человеку не дали ни единого шанса сделать карьеру в бундеслиге. Так что нам нужно радоваться, что Бернд продолжает работать.

Напісаць каментар

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках