24 лiстапада 2024, Нядзеля, 22:33
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Как живут в Беларуси на одну зарплату?

27

Парадокс: правительство рапортует об успехах экономики, а бедных у нас все равно много.

Вот, например, по данным Минстата, почти в каждой четвертой семье на одного человека приходится дохода не больше 300 тысяч рублей. А на недавнем совещании у Александра Лукашенко были озвучены шокирующие цифры: более 600 тысяч белорусов зарабатывают меньше 200 долларов!

Но с другой стороны, с голоду ведь никто не умирает. Гуманитарные грузы из-за границы не шлют. Наоборот, мы идем на рекорды по сбору урожая и строим ледовые дворцы даже в небольших городах.

Так что же это за бедность такая? Действительно ли наш народ живет на 150 - 200 долларов в месяц? Или не живет, а находит способы выкручиваться? На эти вопросы попыталась ответить «Комсомольская правда в Беларуси».

Миф №1. Бедных осталось совсем мало - все разбогатели

Бедные - это те, чья зарплата ниже прожиточного минимума (сейчас меньше 106 долларов). Самые уязвимые граждане, которые больше всего страдают от повышения цен. Таких семей у нас в первом квартале было 5,2%. Больше всего их на Брестчине и Витебщине, меньше всего - в столице.

Но помимо бедных есть еще и те, кто зарабатывает больше прожиточного минимума, но недотягивает до средней зарплаты (в июне - 422 доллара). По данным на май, половина из трех миллионов работающих недотягивали до этой цифры. По большому счету, разница между такими людьми и официальными бедняками невелика.

- У меня в месяц получается где-то 600 - 620 тысяч рублей, - признается медсестра в одной из столичных поликлиник. - Хорошо, что живу с родителями, мне не надо тратиться на съемное жилье. Но и собственной квартиры у меня пока нет. Где-то 40 - 50 тысяч я отдаю маме на коммунальные услуги, телефон (все траты в этой семье делятся между родителями и дочкой). Еще 100 тысяч - на продукты. Примерно 50 - 60 тысяч уходит на транспорт и сотовый телефон.

Вот и получается, что после всех этих обязательных расходов у нашей героини остается как раз долларов 200. На них 28-летняя девушка покупает себе одежду, обувь, косметику.

- Стараюсь за покупками ходить со списком, - делится она опытом экономии. - Как-то повелась на рекламу и купила дорогой крем за 15 тысяч, хотя эти деньги были отложены на более нужные на тот момент вещи - шампунь, гель для душа… А вообще, иногда даже откладываю долларов по 20 в месяц на отпуск. Если бы не бабушка с ее огородом и свинками-курицами, то не знаю, как бы мы выкручивались.

Миф №2. У бедных нет дополнительных заработков

На самом деле, даже если у семьи есть огород и какое-то хозяйство, прожить на трудовые доходы не всегда реально.

- Меня спасает зарплата мужа-дальнобойщика, он как уедет в рейс на пару месяцев, всегда привезет с собой тысячи три (естественно, не все эти деньги декларируются как официальный доход. - Ред.), да еще и дешевых покупок из Европы, - делится опытом выживания жительница из районного центра. - У меня зарплата около полумиллиона. Если бы не супруг, то мы с дочкой на такие деньги вдвоем не протянули бы. К тому же я когда-то закончила маникюрные курсы, так что делаю маникюр подружкам и соседкам. Эти деньги тратятся на всякие мелочи для дочки. А недавно взяли кредит на постройку дома, строим его вместе с родителями.

Кстати, именно кредиты позволяют малообеспеченным покупать товары длительного пользования. По статистике, все малообеспеченные семьи имеют цветной телевизор, почти у всех есть холодильник, а у большинства - стиральная машина и электропылесос. А вот компьютеры есть только в пяти малообеспеченных домашних хозяйствах из 100! Данных о наличии в таких семьях собственных авто статистические сборники и вовсе не содержат.

Правда, при этом почти все наши бедняки обеспечены жильем. Квартира или частный жилой дом есть почти у 85% небогатых семей. В общежитиях живет 7,2%, а в съемном жилье - 4,3% малообеспеченных.

Миф №3. У них нет шансов вырваться из нищеты

Власти ставят задачу совершить скачок в социальном развитии страны. К 2010 году белорусам обещают среднюю получку в 700 долларов. Но это, по мнению экономиста Ярослава Романчука, не означает, что бедные станут богаче. Доходы съест инфляция: рост цен на ЖКУ, газ, бензин.

Вместе с тем, настораживает и то, что нынешние бедные не очень-то торопятся вырваться из нищеты. Так, по данным Минстата, два года назад 63,7% от всех малообеспеченных не желали повышать свой уровень образования. То, что они имеют на текущий момент, - образование ниже среднего специального. То есть оснований требовать себе более высокий оклад у них не слишком высокие. Более того, 32,3% этих людей считают, что имеющегося уровня образования им достаточно, и только у 14,8% нет денег, чтобы учиться дальше.

Напісаць каментар 27

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках