23 снежня 2024, панядзелак, 19:49
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

МВД: Белорусские предприятия атакуют российские рейдеры

6

МВД Беларуси заявляет о большом интересе российских коммерческих структур в «некорректном заходе на белорусский рынок».

Известное белорусское мясоперерабатывающее предприятие ИП "ИНКО-ФУД" бьет тревогу: его производственные мощности используются на 50%, объемы экспорта сократились на 60% от запланированных, число работающих уменьшилось на 300 человек, половина оставшихся - находятся в вынужденном отпуске.

Как сообщили агентству «Интерфакс» на предприятии, если в ближайшее время ситуация не изменится, то работы и зарплаты лишится еще 300 человек. Снижение объемов производства привело к уменьшению налоговых поступлений в бюджет - за 4 месяца он недополучил почти Br1,7 млрд.

Зарегистрированное в Свободной экономической зоне "Брест" в 2001 году, иностранное предприятие в первую очередь ориентировано на экспорт. В этой ситуации самое уязвимое место - закрытие традиционного экспортного рынка. Именно по нему и был нанесен удар весной этого года, когда Россельхознадзор ввел запрет на поставки продукции предприятия на территорию РФ. Российское ведомство мотивировало свое решение тем, что во время исследований, проводимых его лабораторией в Брянске, в изделии, произведенном и экспортированном ИНКО-ФУД, было обнаружено сверхнормативное присутствие микроорганизмов. Запрет, именуемый "временным ограничением", был введен с 23 мая.

В конце мая представители Минсельхозпрода Беларуси вместе с соответствующими службами Бреста по поручению Россельхознадзора провели комплексную проверку процесса производства, хранения и транспортировки продукции на ИП "ИНКО-ФУД". Было установлено, что ИНКО-ФУД полностью выполняет ветеринарно-санитарные требования России, о чем Минсельхозпрод проинформировал бдительный Россельхознадзор.

Если бы после этого российские инспекторы сняли свой запрет, то можно было бы только порадоваться за тамошнего потребителя, крепко защищенного требованиями ветеринарного ведомства. Однако, как это ни странно, никакой реакции со стороны Россельхознадзора не последовало. Не возымели действия и обращения к Россельхознадзору со стороны Минсельхозпрода РБ, представители которого хорошо понимают, чем чреват вынужденный простой для экономики предприятия, да и региона в целом. Ведь ИНКО-ФУД - один из крупнейших налогоплательщиков Брестской области. Российские ветеринарные эксперты не то чтоб находили у ИНКО-ФУДа какие-то недостатки - они его попросту игнорируют. Предприятие чудным образом исчезает из подготовленных Минсельхозпродом РБ перечней, подлежащих инспектированию ветслужбой.

Неискушенные в криминальных бизнес-разборках белорусские производители искали причину в себе, совершенствуя процесс производства. Было приобретено дорогостоящее лабораторное оборудование - автоматическая система N1 в мире для экспресс-определения патогенных микроорганизмов - французский анализатор "mini-VIDAS". На предприятии была внедрена система инновационная система "ТЕМПО", которая используется для подсчета микроорганизмов - индикаторов качества.

Однако, натыкаясь на глухую стену молчания Россельхознадзора, на ИП "ИНКО-ФУД" начинают анализировать, сопоставлять факты и даже обращать внимание на слухи. Например, специалисты предприятия припоминают, что еще в апреле, когда Брянская лаборатория нашла микроорганизмы в сардельках ИНКО-ФУДа, практически одновременно эту же партию продукции исследовала еще одна российская лаборатория - Воронежская. Что интересно, превышения допустимого уровня патогенных микроорганизмов обнаружено не было.

При ближайшем рассмотрении возникают вопросы и к соблюдению Россельхознадзором необходимой процедуры. Последняя гласит, что при обнаружении болезнетворных бактерий в небольшой пробе этот результат относится только к этой пробе. Для того, чтобы распространить его на всю партию товара, необходим положительный результат повторной экспертизы. Специалисты ИНКО-ФУДа утверждают, что повторного исследования этой партии товара никто не проводил. Более того, россияне благополучно съели партию сарделек ИНКО-ФУДа, в которой якобы были обнаружены микроорганизмы - она не была изъята из торговли, и рекламации на нее не поступали.

Вспоминается в этой ситуации и то, что нынешний "наезд" на ИНКО-ФУД - не первый. В 2004 году предприятие чуть не лишилось сырья на 2 млн долларов - отстоять свое имущество удалось только в суде. В 2007 году, когда с подачи российской стороны Беларусь запретила импорт мясного сырья, больше других белорусских производителей пострадал не имеющий своего сырья ИНКО-ФУД. Вынужденный перейти на более дорогое белорусское сырье, он увеличил расходы, а с ними и цену, что привело к снижению конкурентоспособности и объема продаж на российском рынке.

Одновременно с этим, рассказывают на предприятии, собственникам стали раздаваться звонки по телефону. Задаются странные вопросы: а не хотите ли вы продать компанию, ставшую проблемной?

В деловых кругах, обсуждая случившееся с ИНКО-ФУДом, отмечают присутствие в этой истории отнюдь не микроорганизмов, а признаков рейдерства уже описанных в юридической литературе. В ИП "ИНКО-ФУД" пока не верят в версию о намерении рейдерского захвата их предприятия российскими конкурентами. Там уповают на союзнические отношения России и Беларуси, а все вышеприведенные события склонны считать не звеньями одной цепи, а просто рядом совпадений.

Слишком уж невероятными и даже неправдоподобными кажутся слухи о том, что есть в Москве некая фирма Х, прописанная практически по одному с Россельхознадзором адресу, через которую многие игроки мясного рынка эффективно решают свои проблемы с этим ведомством. "Злые языки" готовы назвать и того, кому банкротство ИНКО-ФУДа выгодно. Говорят, что совладельцем одного из мясоперерабатывающих предприятий Брестской области сравнительно недавно стал некий гражданин М., некогда руководивший Россельхознадзором. Именно ему приписывают авторство хитроумной схемы доведения ИНКО-ФУДа до банкротства, ведь стоимость предприятия в этом случае заметно снижается и покупка обессилевшего конкурента становится делом чрезвычайно выгодным. Наличием прямой связи между господином М. и предприятием Х, "злые языки" объясняют закрытие для ИНКО-ФУДа российского рынка по надуманному поводу. Об отсутствии реальных претензий со стороны российского ветеринарного ведомства говорит демонстративное нежелание вести диалог об их устранении, а это тоже сюжет из рейдерской хроники. Все остальное - это не более чем слухи, которым автор этих строк, безусловно, не верит.

Надо отдать должное чиновникам Минсельхозпрода РБ, которые, кажется, использовали все доступные им пути воздействия на ветеринарную службу соседнего государства. Они, как и все участники вышеописанных событий, понимают, что каждый новый день - это новые убытки компании, государственного бюджета, находящихся в вынужденном отпуске сотрудников.

В сложившейся ситуации впору бы обратиться к правоохранительным органам, однако в деловых кругах говорят о высочайшей степени коррумпированности российских чиновников и небывалой популярности там рейдерских захватов приглянувшихся компаний. Говорят, что тамошние правоохранительные органы не в состоянии ничего противопоставить "крышуемым" на уровне высоких чиновникам рейдерам, а посему предпочитают не вмешиваться.

Белорусский опыт борьбы с таким сложным явлением как рейдерство пока еще очень скромный, даже если речь идет о пределах своей страны. В конце прошлого года в Беларуси создана межведомственная рабочая группа по изучению проблемы рейдерства. Она должна была изучить законодательство на предмет "дыр", которые могут использовать рейдеры и заложить в законодательство дополнительные меры, которые помогут отразить их атаку. Сообщалось, что МВД РБ расследовал несколько уголовных дел, связанных с незаконным захватом собственности. Пока случаи рейдерства были выявлены в двух сферах: приобретение недвижимости и покупка акций предприятий.

Ситуация с "ИНКО-ФУДом" - это что? Новое слово в истории рейдерства, ставшего интернациональным, или стечение неблагоприятных обстоятельств? При любом раскладе, данная история должна заставить правительство Беларуси серьезно задуматься. Ведь никто не может дать никаких гарантий того, что следующее "неблагоприятное стечение обстоятельств" не затронет интересы других белорусских предприятий. Если ИНКО-ФУД действительно станет жертвой экспорта российского рейдерства, которому стало тесно на своих бескрайних просторах, то данный пример может стимулировать новые атаки.

Большой интерес некоторых коммерческих российских структур в "некорректном заходе на белорусский рынок" подтвердил и начальник главного управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями министерства внутренних дел Беларуси Виктор Ермаков. "Российские коммерческие структуры готовы вкладывать в Беларусь огромные деньги. И хотя массовых фактов коммерческих захватов белорусских предприятий не было, есть все основания говорить о том, что Беларусь является привлекательным объектом для этих структур", - отметил В.Ермаков. При этом он подчеркнул, что российские коммерческие структуры, которые заинтересованы в коммерческом захвате белорусских предприятий, земли, в последние время "с Минска переключились на регионы". "Мы знаем о предложениях, которые поступили в ряд региональных органов власти о продаже некоторых объектов", - отметил начальник главного управления.

В.Ермаков также сообщил, что рейдерство в Беларуси в отличие от соседей, не носит криминального оттенка. Так называемые недружественные захваты предприятий происходят, как правило, путем ложного банкротства, сказал представитель МВД.

Говоря о "белорусской специфике" рейдерства, в МВД рассказали, что хозяйственными судами на предприятия-банкроты с целью вывода их из кризиса назначаются антикризисные управляющие. Вместе с тем, отдельные из них, используя предоставленные полномочия, распродают имущество предприятий, в том числе и объекты недвижимости за бесценок, оправдывая это необходимостью вывода предприятия из кризиса. На деле же происходит все наоборот, и указанные субъекты хозяйствования разоряются.

Кроме этого, имеются факты привлечения антикризисных управляющих к уголовной ответственности за получение взяток за благоприятное решение вопросов о продаже по заниженной стоимости недвижимости и оборудования, находящихся в процедуре банкротства предприятий.

Напісаць каментар 6

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках