2 лiстапада 2024, Субота, 23:12
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Александр Войтович: «У нас больная система, похожая на сталинскую»

7
Александр Войтович: «У нас больная система, похожая на сталинскую»

Происходящее на Всебелорусском собрании заранее спланировано, уверен академик.

6-7 декабря в Минске состоится Всебелорусское народное собрание. Нынешний съезд будет уже четвертым в истории Беларуси и, как и все предыдущие, пройдет перед самым важным политическим событием пятилетия – выборами президента.

Участники первого и второго собраний – экс-президент Национальной Академии наук, бывший спикер «совета республики» Александр Войтович вспомнил, в каких обстоятельствах проходили предыдущие «народные вече».

Академик Войтович ответил на вопросы портала TUT.by.

-- Второе Всебелорусское собрание состоялось в мае 2001 года. Честно признаюсь, я был воспитан советским временем и политикой никогда не интересовался. Только старался делать свое дело, не задумываясь о высоких материях. Но первым толчком, который заставил меня глубже обо все этом задуматься, стало именно Всебелорусское собрание. Оно было организованно так, как раньше проводились съезды партий, с разнарядкой, кого выдвигать. Сейчас так организуется все.

На этом съезде, как и сейчас, вступительный доклад сделал Лукашенко, после которого выступали другие. И вот там тогдашний премьер-министр Владимир Ермошин в своем выступлении сказал, что надо проводить политику по привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику. Я тоже об этом говорил, может, более развернуто и просто.

Очень показательной была реакция Лукашенко на эти два выступления. Это сейчас про иностранные инвестиции говорят все, а тогда в своей речи он про них даже не вспомнил. Зато в заключительно слове сказал примерно следующее:

«Вот тут бывший президент Академии наук про иностранные инвестиции говорил. Так вот, не завоевали нас во время войны, а этими инвестициями завоюют», - сказал тогда Лукашенко.

Мне это показалось это таким нелепым, так как было стопроцентно понятно, что иностранные инвестиции необходимы для белорусской экономики. И сразу подумал, почему он так отреагировал? Или это потому, что подняли вопрос республиканского масштаба, которое он сам не затронул? Тогда зачем организовывать собрания? Или потому, что он на самом деле считал, что иностранные инвестиции нам не нужны? Если да, то фактически была сделана стратегическая ошибка для страны…

-- О чем люди говорили в кулуарах собрания?

-- О чем говорили в кулуарах, скажите, партий съездов? Никто не обсуждал того, о чем там шла речь. Вышли из зала и забыли.

-- Лукашенко когда-то назвал Всебелорусское собрание «высшей формой демократии», добавив при этом, что форум некогда «остановил развал страны». Ваше мнение по этому поводу?

-- Собрание не имеет никакого отношения к прекращению развала. Это придуманная форма, которую Лукашенко раз за разом использует перед очередными выборами.

Что на самом деле могло бы поспособствовать укреплению независимости страны и вообще становлению Беларуси как государства, это проявление широкой общественной мысли, которая сегодня подавляется. Необходимо открытое обсуждение проблем, путей их решения, условия для реализации национального потенциала.

То, что происходит на Всебелорусском собрании, когда все заранее спланировано, не имеет никакого отношения к потенциалу. Когда теперь даже в Академии наук человек произносит с трибуны что-то важное для страны, но то, что противоречит «генеральной линии», его могут остановить: «Вы не патриот!». Дошло даже до того, чтобы выступить на общем собрании АН, нужно заранее согласовать с высоким начальником содержание выступления.

-- Александр Павлович, когда власть настолько уверена в своей победе, неспособности оппозиции влиять на народ, почему, по вашему мнению, она боится присутствия на «вече» даже одного представителя оппозиции? Я имею ввиду и Александра Козулина, и Владимира Некляева, которых не пустили ни на прошлое собрание, ни на это.

-- У нас больная система, похожая на сталинскую, где все решают верхи. Система работает таким образом, чтобы убедить всех, что они - самые мудрые, наиболее заботятся о стране и людях.

Однако сейчас уже XXI век. Поэтому и строится система немного иначе. Сейчас надо играть в демократию. У нас вроде есть партии, однако они загнаны в гетто и никак не могут влиять на жизнь в Беларуси. Выборов, по сути, нет. Но власть боится. Такие системы всегда демонстрируют единство народа и партии, как раньше говорили. И поэтому не допускается никакая мысль помимо официальной. Даже если она очень полезна для страны. Ведь сразу считается, что кто-то оказался умнее кого-то. Но сила как раз в интеллектуальном потенциале, а не в одном человеке!

Напісаць каментар 7

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках