26 снежня 2024, Чацвер, 6:57
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Земельный налог вырос сразу в 56 раз

28

В результате вступившей в действие особенной части Налогового кодекса многим предприятиям грозит исчезновение.

Налог на земельные участки в сельской местности вырос в десятки раз. Это решение влечет весьма серьезные последствия для экономики страны и противоречит декларируемой государством политике о поддержке и развитии предпринимательства в регионах, отмечает «Завтра твоей страны».

С одной стороны, Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы призвана содействовать развитию малого предпринимательства. С другой -- вводятся налоги, препятствующие развитию предпринимательства.

Изменения ставок земельного налога затронули практически все частные и государственные предприятия, которые имеют землю в Минском районе, а также находятся вблизи крупных населенных пунктов в других регионах Беларуси.

«Часть предприятий, которые не имеют денег для выплаты земельного налога, будет вынуждена закрыться, а это влечет за собой потерю рабочих мест, -- считает заместитель директора по внешнеэкономической деятельности Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М. Кунявского Жанна Тарасевич. -- В лучшем случае, работникам будет уменьшена зарплата. На практике это означает сокращение возможностей расширения собственного дела и развития малого бизнеса в стране в целом. Ведь если предприятия прекращают свою деятельность, бюджет недополучает налоги по другим статьям».

Суть проблемы в том, что ставка земельного налога, которая увязывается с кадастровой стоимостью участка, определяется в зависимости от назначения участка земли и его расположения в том или ином регионе. Другими словами, налог на один и тот же участок может быть совершенно разный. Наиболее высокий процент налога определен за пользование землей в сельской местности и вне населенных пунктов при использовании участка под производственные нужды (12%) и размещения в общественно-деловой зоне иных объектов, под которыми подразумеваются здания административно-общественного назначения (8,5%).

В качестве примера в Белорусском союзе предпринимателей и нанимателей приводят инкубатор малого предпринимательства, расположенный в поселке Колодищи Минского района.

«Это предприятие занимается консалтинговыми услугами и в какой-то степени выполняет государственные функции, поскольку является инструментом регионального содействия развитию экономики, направленным на эффективную поддержку только что созданных или молодых предприятий на начальной стадии, -- говорит Жанна Тарасевич. -- После принятия особенной части Налогового кодекса выплата земельного налога для инкубатора увеличились в 56 раз! Выплатить такую сумму предприятие не может -- ему негде взять эти деньги».

По словам директора инкубатора малого предпринимательства ЗАО «МАП ЗАО» Марины Найдович, в 2009 году земельный налог, уплаченный предприятием с площади 1,97 гектаров, составил 3, 033 млн. рублей.

«В этом году с той же площади мы должны заплатить уже около 170 млн рублей в год, -- говорит она. -- Это заоблачная цена».

Земельный налог относится на себестоимость работ и услуг. Чтобы уплатить налог, Минскому инкубатору малого предпринимательства надо увеличить на 50% арендные ставки за помещения, которые предприятие сдает предпринимателям.

«Тогда мы лишимся арендаторов, поскольку по стоимости аренды приблизимся к Минску, -- считает Марина Найдович. – Наша ставка арендной платы – рыночная. Ее размер мы устанавливаем, ориентируясь на 100-процентное заполнение площадей, потому что из этих ресурсов мы должны погашать банковские кредиты, взятые на строительство здания инкубатора. Если рынок требует, мы понижаем арендные ставки, но повысить их сейчас мы не можем».

Производственные предприятия, арендующие помещения, будут в таком случае по возможности искать другие места для своей деятельности.

«А наш инкубатор, как и многие другие предприятия, окажется на грани банкротства, поскольку на нас висят кредитные обязательства перед банком, -- считает Марина Найдович. – Мы предполагали, что земельный налог может увеличиться раза в два, но не в 56 раз! Я даже не могу представить масштабы той экономической катастрофы, которая нам грозит».

Эксперты приводят в качестве примера ситуацию с предприятием «Дарида», которое выпускает минеральную воду и безалкогольные напитки. Оно расположено в поселке Ждановичи. Ставка земельного налога СООО «Дарида», поскольку оно занимается производственной деятельность и находится в сельской местности, составляет 12%. И если в 2009 году предприятие должно было выплатить земельный налог в размере около 7 млн. рублей, то в 2010 г. – 1,036 млрд. рублей (практически в 140 раз больше). Это весьма существенная сумма даже для такого крупного предприятия.

««Дарида» начала строить завод на запущенных землях, привела их в порядок, создала инфраструктуру, в течение многих лет добросовестно выплачивала налоги и зарплату работникам, и что теперь? – говорит Марина Найдович. – Получается, что любое предприятие, которое приходит в село, развивает инфраструктуру, повышает стоимость земли и таким образом, увеличивает для себя земельный налог».

По мнению экспертов, столь существенное повышение ставки земельного налога, в случае необходимости его уплаты, грозит белорусским предприятиям вымыванием оборотных средств, увеличению задолженностей по кредитам, отсутствием возможности закупить сырье и материалы. Но самое опасное состоит в том, что государство, получив налоги за первый квартал текущего года, может лишиться не только земельного налога, но и всех остальных, если не во втором квартале, то к концу текущего года -- из-за того, что предприятия будут вынуждены закрываться.

«Придется увольнять работников, распродавать имущество. Земельный налог просто «задушит» предприятия, имеющие земельные участки в сельской местности вне населенных пунктов», -- считает Марина Найдович.

В самом сложном положении оказались небольшие предприятия с невысокой прибылью, но имеющие довольно большие земельные площади.

«Это коснулось и тех, кто сегодня вкладывает инвестиции, -- говорит Жанна Тарасевич. – Они получили земельные участки, начали организовывать собственное дело либо его расширять, привлекли кредитные ресурсы или другие инвестиции, рассчитали свой бизнес-план под одни проценты, и вдруг выплаты становятся совершенно другими. У них нет средств на продолжение собственного дела, и есть сомнения в том, что они смогут вернуть вложенные деньги».

В то же время, в тех населенных пунктах, где кадастровая стоимость земельного участка составляет небольшую сумму, есть также и недобор земельного налога.

«Земельный налог для некоторых субъектов хозяйствования где-то и снизился, -- говорит Жанна Тарасевич. -- И к чему приведет такая иерархия в установлении процентных ставок, а также в стоимости того или иного участка земли, сейчас совершенно непонятно».

По словам Жанны Тарасевич, 10 марта проблема земельного налога обсуждалась на заседании рабочей группы по упрощению системы налогообложения, которая создана при Совете Министров. Министерству по налогам и сборам дан двухнедельный срок, чтобы разобраться в ситуации.

«Пока не предпринимается никаких мер. Между тем, налоговая инспекция требует уже недоимку по налогам, -- говорит Марина Найдович. -- На наш ответ, что денег нет, нам пообещали, что придут описывать имущество».

По мнению экспертов, выход может быть один – приостановление действия Приложения № 5 к Основной части Налогового кодекса. Если это не будет сделано, последствия могут быть очень серьезными и иметь необратимый характер.

Напісаць каментар 28

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках