26 снежня 2024, Чацвер, 20:50
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Белорусская внешняя политика: зигзаги и повороты

17
Белорусская внешняя политика: зигзаги и повороты

Белорусский правитель получил как хорошие, так и плохие новости от своих иностранных союзников.

«Единое национальное движение» грузинского президента Михаила Саакашвили потерпело поражение на парламентских выборах, а в Венесуэле переизбрали президентом Уго Чавеса. Александр Лукашенко заявил, что не мог спать, ожидая результатов из Каракаса. Комментарий показал сомнительную природу белорусской внешней политики, которая отмечена многими противоречиями, но сохраняет главную тенденцию: втягивание в русскую орбиту.

Белорусский правитель, как считают на Западе, пытается найти баланс между членством в структурах, которые возглавляет Россия, и отношениями с ЕС. В последние годы эти усилия были относительно успешными. Беларусь комбинировала участие в «Восточном партнерстве» и Таможенный союз с Россией и Казахстаном, а также ОДКБ. Такая позиция позволила обойти некоторые из самых серьезных требований России, например, признание независимости сепаратистских регионов Грузии.

Но возможности для маневра были подорваны сильным ответом ЕС на применение насилия после президентских выборов 2010 года, а также на удержание за решеткой более дюжины политзаключенных, в том числе Алеся Беляцкого, Дмитрия Дашкевича и Николая Статкевича. Также их дополнительно ограничили нарушения при проведении «парламентских выборов» 23 сентября 2012 года, которые не были признаны свободными и справедливыми наблюдателями ОБСЕ.

Лукашенко считает, что усилия Беларуси по вступлению в ВТО после вступления в организацию России в августе прошлого года были блокированы Западом, так как ЕС наложил вето на это, требуя освобождения политзаключенных. Затем белорусский правитель опроверг собственное заявление, сказав, что этот запрет несущественен, поскольку Беларусь теперь будет эффективно работать в рамках организации, так как Россия является ее основным торговым партнером. Тем не менее, он признал, что Беларусь со своей экспортно-ориентированной экономикой не может позволить себе изоляцию от остального мира.

Неделей ранее, во время внеочередного выступления на Генеральной Ассамблее ООН, новый министр иностранных дел Владимир Макей предложил международному сообществу «возродить дух Сан-Франциско» в решении мировых проблем. Он имел в виду учредительное собрание ООН в 1945 году, когда был принят Устав организации, в котором говорилось о «многосторонности, справедливости и сотрудничестве». «Но, к сожалению, ожидания светлого будущего не оправдались, потому что некоторые страны не признают альтернативных форм государственности», - сказал Макей. Одним из примеров, приведенных им, были экономические санкции против Кубы. Параллели между ней и Беларусью очевидны. Минск хотел бы использовать ООН, чтобы обеспечить невмешательство в свои внутренние дела.

Слова Макея отражают дилемму Беларуси. Минск находится в натянутых отношениях с Брюсселем по вопросам прав человека, но считает их внутренним делом государства. В то же время его участие в финансируемых ЕС программах - таких, как «Восточное партнерство» требует приверженности принципам ЕС. Лукашенко утверждает, что режим в России не менее строг и что ЕС игнорирует подобные проблемы потому что он нуждается в русских нефти и газе. В чем-то, возможно, он прав. Но Россия не является частью «Восточного партнерства». Она не брала на себя обязательства перед ЕС в соблюдении демократии и прав человека.

В последнее время Беларуси удавались альянсы как в рамках «Восточного партнерства», так и вне его - прежде всего, с Грузией и Венесуэлой соответственно. Президент Грузии Михаил Саакашвили служил посредником между Беларусью и Западом и поддерживал дружбу даже после репрессий в ответ на протесты в Минске. После выборов Лукашенко заявил, что он будет «всячески содействовать» возвращению Грузии в СНГ. Это удивительная смена направления, если учесть, что Беларусь была частью того, что порой казалось антимосковским альянсом во главе с Лукашенко и Саакашвили.

Анатолий Тозик, заместитель премьер-министра и председатель белорусско-китайского общества дружбы, сказал недавно, что Беларусь и Китай находятся на грани «стратегического партнерства». Но хотя Китай часто приводится в качестве потенциальной альтернативы России, текущие отношения в значительной степени ограничены торговлей и инвестициями.

Наилучшим образом отражает видение мира Лукашенко его дружба с Чавесом - лидером, который бросает вызов Соединенным Штатам при каждом удобном случае и, кажется, разделяет неокоммунистическое мировоззрение. Беларусь Лукашенко погружена в прошлое. Он по-прежнему придерживается и почитает достижения Советского Союза, ветеранов войны, которые вели борьбу, чтобы спасти мир от фашизма, в которой Беларусь сыграла ключевую роль наряду с Россией. По мнению Лукашенко, стране угрожают внешние враги, который он создает согласно своему мировоззрению и на своих собственных условиях. Белорусский правитель, таким образом, остается фигурой из прошлого и сопротивляется переменам во всех направлениях. Он подавляет оппозицию, но все больше нервничает, стремясь найти надежных друзей в развивающемся мире.

Дэвид Марплз, «The Jamestown Foundation», перевод - charter97.org

Напісаць каментар 17

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках