24 лiстапада 2024, Нядзеля, 8:00
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Пытки прочно вошли в нашу жизнь

11
Пытки прочно вошли в нашу жизнь

Беларусь давно стала страной, где «ласточка» — не только птица, а «растяжка» — не физическое упражнение.

26 июня объявлен Генассамблеей ООН Международным день в поддержку жертв пыток. К сожалению, для белорусов этот день сегодня очень актуален. За последние годы пытки прочно вошли в жизнь белорусского общества и не один белорус не может считать себя застрахованным от применения пыток к нему или к членам его семьи.

Наиболее громкие случаи связаны с политиками или гражданскими активистами. Ведь их деятельность вызывает сильное раздражение властей, а репрессии против них являются сигналом всему обществу, которое в условиях разваливающейся экономики и падения уровня жизни необходимо держать в страхе.

Именно на это были направлены пытки против кандидатов в президенты и членов их команд в СИЗО КГБ после президентских выборов 2010 года. Именно поэтому участники мирных акций протеста подвергаются жесточайшим избиениям при задержании, а также многочасовым издевательствам в отделениях милиции.  При этом в методах подбора пыток демонстрируется изобретательность, достойная лучшего применения. В этом арсенале такие методы как многочасовое стояние задержанных без движения, отказ в воде, пище и медицинской помощи, подстригание волос  ради «забавы», угроза изнасилованием задержанным обоих полов и так далее. А уж с банальными избиением и оскорблениями, угрозой убийства и т.п. сталкивается практически каждый задержанный. А ситуация с экс-кандидатом Николаем Статкевичем и молодежным лидером Змитером Дашкевичем действительно угрожает их жизням.

Отдельной главой в «новейшей истории белорусских пыток» являются условия содержания арестованных. Вопиющим примером является здесь Центр изоляции правонарушителей ГУВД Мингорисполкома, расположенный в Минске по адресу 1-й переулок Окрестина 36. Уже само содержание в этом заведении в переулке, носящем гордое имя летчика-героя, является непрерывной пыткой. Задержанные в нарушение законодательства неделями содержатся без прогулок и медицинской помощи в условиях ужасной антисанитарии. Людей, попавших туда, пытают перенаселением камер, ужасным холодом, спертым воздухом, отсутствием свежего воздуха и вентиляции. Им отказывают даже в естественном освещении. По сути, люди, в отношении которых вынесено постановление в виде административного ареста за незначительные правонарушения, за участие в мирных акциях протеста или просто безо всякой причины, отбывают арест в значительно худших условиях, чем закоренелые уголовники. Такие условия содержания задержанных нарушают как белорусское законодательство (Правила внутреннего распорядка специальных учреждений органов внутренних дел, исполняющих административное взыскание в виде административного ареста, принятые в августе 2007 года), так и нормы международного права (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ООН). Т.е. на протяжении без малого пяти лет само содержание людей в ЦИП на Окрестина является нарушением закона.

При этом пытки против «политических» — лишь верхушка айсберга. То, что о таких случаях становится известно, объясняется лишь тем, что активисты, журналисты и правозащитники в большей степени нежели средний белорус готовы бороться за свои права. Информация о пытках против «рядовых» белорусов не так часто становится достоянием гласности, но то, что «выплывает» на поверхность, просто поражает воображение.

Стоит вспомнить хотя бы издевательства милиции над молодым человеком в Калинковичах или устрашающие акции с массовым задержанием и избиением молодежи в Крупках или в Минске. Регулярно появляется информация и о пытках в тюрьмах и колониях. А ведь суды приговаривают людей, к определенным срокам лишения свободы, а не к пыткам. Причем, таких «единичных случаев» становится все больше. На сегодняшний день вряд ли у кого из белорусов не найдется друга или родственника, который прошел через пытки в милиции. «Слоник», «морж», «ласточка» — лишь немногие из слов, надолго вошедших в лексикон белорусов.

При этом как «правоохранительные органы» так и пенитенциарная система Беларуси характеризуется полным отсутствием публичности и гражданского контроля, поэтому случаи пыток, которые становятся достоянием гласности – это исключительно заслуга граждан, но никак не государственных органов. Причем, граждане нередко преследуются только за попытку добиться справедливости. Так в отношении активиста «Европейской Беларуси» Андрея Молчана, зверски избитого милицией составлен уже третий протокол об административном правонарушении, причем последний из них (якобы за сопротивление сотрудникам милиции) на него составили как раз сотрудники Следственного комитета, которые, вроде бы, должны следить за соблюдением законности в органах МВД, т.е. они должны были возбудить уголовное дело в отношении сотрудников милиции, избивших Андрея.

Стоит также отметить, что органы, на которые возложена контролирующая функция, становятся все более «терпимыми» к пыткам. Ответы, получаемые жертвами пыток из компетентных органов впору называть уже даже не отписками, а, скорее издевками.

Между тем, Беларусь является государством, ратифицировавшим Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Т.е. применение пыток к белорусским гражданам не является «внутренним делом» белорусских властей, как это любят говорить белорусские чиновники и дипломаты, а прямо нарушают международные обязательства, взятые на себя Республикой Беларусь.

Именно поэтому необходимо использовать не только внутренние механизмы для отстаивания своих прав, но и обязательно обращаться в международные организации. Да, международные механизмы крайне несовершенны. Они требуют сил и времени, зачастую рассмотрение таких обращений занимает многие годы, заставляя вновь и вновь мысленно возвращаться к пережитому, но никто кроме нас самих не будет бороться за наши права.

Благодаря Интернету, независимым СМИ и деятельности правозащитников все больше пыток и имен людей, которые их применяют, становятся достоянием гласности. К сожалению, пока это редко дает свои плоды. Надзорные органы (прокуратура) почти всегда занимают сторону преступников, но свидетельства преступлений как и имена тех, кто их покрывает, навсегда сохраняются во всемирной сети и отказных документах. И в будущем, когда ситуация изменится, виновные обязательно понесут заслуженное наказание.

Дарья Корсак, правозащитница, сайт «Против пыток»

Напісаць каментар 11

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках