23 лiстапада 2024, Субота, 21:05
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Перемены в Беларуси: какие они?

36
Перемены в Беларуси: какие они?

Перемены в жизни и политике не зависимо от того, на сколько сильно мы их ждем, всегда приходят неожиданно.

По крайней мере, для большинства людей, погруженных в свою тихую повседневную жизнь. Для кого-то перемены в нашей стране станут настоящей катастрофой, для кого-то избавлением, некоторые и вовсе их не заметят, будут как и прежде ходить в магазин, на работу, а по вечерам смотреть сериалы сидя на диване.

Центральной темой белорусской независимой политической мысли является поиск ответа на вопрос: Когда эти перемены придут? Это и понятно, ведь чем раньше произойдут изменения в нынешней системе, тем менее болезненные они будут для общества, и тем больше шансов, что они приведут к позитивным результатам, а именно - к установлению демократического правления. Так уж повелось, что символическим моментом, с которым политики и политологи связывают перемены, являются выборы. В этом нет ничего удивительного, так как происходит: мобилизация всех ресурсов, активизация оппозиции и властей, некоторое беспокойство общества делают выборы исключительным событием в жизни Беларуси, тем более, если учитывать специфическую политическую обстановку. Вот уже и сейчас ощущения грядущих перемен, связанных с президентской кампанией 2015 года, завладевают сознанием отдельных политиков.

Однако, по моему убеждению, изменения в Беларуси никак не будут связаны с выборами. Есть масса факторов, событий, ситуаций, процессов, начиная от состояния здоровья руководителя страны и заканчивая социальными противоречиями внутри общества, которые могут привести к неожиданным сдвигам в политической системе. Выборы могут стать лишь механизмом легитимизации для новой власти. Борис Ельцин в ночь на 1 января 2000 года передал власть премьер-министру Владимиру Путину. Это событие и привело к переменам в России, но, к сожалению, не в лучшую сторону. Уго Чавес, выиграв президентские выборы в 2012, в связи с проблемами со здоровьем уже подготовил себе приемника в лице Николаса Мадуро, что, безусловно, повлияет на ситуацию в стране.  Также и события последних лет в Ливии, Сирии, Бирме никак не были связаны с избирательными кампаниями.

Вместе с тем, несмотря на наше неудержимое желание перемен в Беларуси, нужно понимать, что они не всегда автоматически означают приход демократии и свободы. Поэтому, на мой взгляд, важным является ответ не только на вопрос «когда», но «как» они произойдут.

Авторитарная демократизация

Конечно, самым идеальным вариантом развития событий для страны и общества было бы осознание правящей элитой необходимости диалога с оппозицией и демократическим сообществом, демократизация политической системы и демонтаж авторитарного режима в течении следующих 2-3 лет. Этот процесс можно назвать авторитарной демократизацией, когда недемократическая элита проводит демократические реформы.

Но это полная утопия, не имеющая ничего общего с реальностью. Если нынешнее руководство до сих пор не сделало этого, то вряд ли это произойдет в ближайшем будущем. Государственная машина закостенела, люди руководящие страной не в состоянии даже думать иначе. По их убеждению, существующая реальность – это вершина развития белорусского общества, других же вариантов просто не существует. Поэтому причина не в том, что правящий класс не хочет править по-другому, просто в их головах нет даже альтернативной модели, образа мышления, альтернативного «знаю как».  Все на что способна нынешняя власть, это организация псевдодемократического шоу, рассчитанного на внешнего зрителя. Но даже показ такого спектакля требует огромных умственных усилий, при этом, у власть имущих не хватает выдержки и терпения, чтобы довести его до конца. Зрителей обычно разгоняют, актеров сажают, а театр закрывают.

Поэтому с существующим режимом предстоит борьба и борьба ожесточенная. И вестись она будет не только за власть, а, прежде всего, за разум и души граждан. К сожалению, изменение формы (политической системы) еще не означает изменения содержания общества (духа нации). Все те явления, которые получили сегодня определение «лукашизм», глубоко сидят в сознании белорусов, в том числе и тех, кто сегодня по эту сторону площади. К сожалению, не редко бывает так, что мы сами становимся теми, с кем сражаемся.

Борьба с «лукашизмом» будет продолжаться еще долго после свержения нынешнего режима. Вполне вероятно, что социологи и политологи назовут это явление «делукашенизацией». Однако, чтобы этот процесс был успешным в будущем, его необходимо начинать и развивать сегодня. Другими словами, нашему обществу нужно «новое просвещение», в противном случае, существует вполне реальная угроза того, что меньшинство, которое приведет Беларусь к переменам, может снова стать жертвой синдрома авторитаризма.

Но это будет потом – в «постлукашенковской» Беларуси, а сейчас по возможности, постараемся определить формы и характер политических перемен.

Одним из самых популярных сценариев, является «номенклатурный переворот». О такой возможности сразу же заходит речь, как только Лукашенко снимает кого-нибудь из высокопоставленных чиновников или силовиков. Возможность развития событий в этом направлении вполне вероятна, и она будет возрастать по мере ухудшения физического и психического состояния руководителя страны. В свою очередь это приведет к всевозможным внутренним войнам между силовиками и бюрократической номенклатурой, а также к конфликтам в самих этих структурах за передел властных и экономических ресурсов и в конечном итоге – к «тихому» отстранению тирана. Но кто бы ни пришел к власти после Лукашенко, сохранить режим в прежнем его состоянии не удастся. Новая, постлукашенковская элита, в отсутствии консолидирующих факторов (легитимности, авторитетности, единства и воли) будет вынуждена пойти на модернизацию и демократизацию системы, что создаст условия установления демократического режима.

Бунт или революция

При всей пассивности белорусского общества всё же нельзя исключать и вероятности социального бунта.

Процесс загнивания и деградации режима (в следствии отсутствия альтернативного понимания реальности правящей элитой), признаки чего мы наблюдаем уже сегодня: исчерпание материальных и людских ресурсов, натурализация и национализация экономики, превратившаяся в экспроприацию, - все это порождает в людях раздраженность и недовольство. При этом возрастающее политическое давление и контроль со стороны государства не приобрели тоталитарных форм, что увеличивает возможности для революционного взрыва. Проявления революционных тенденций имело место в 2010, 2011, 2012 годах, в них были вовлечены как широкие социальные слои населения (события 19 декабря 2010 года, молчаливые акции протеста), так и коллективы отдельных предприятий.

Следует подчеркнуть, что чем интенсивнее будет осуществляться процесс деградации политической системы, тем более неожиданными и непредсказуемыми будут как причины, так и последствия социального взрыва. Ненависть и отчаяние способно порождать невиданные формы агрессии, начиная от погромов административных, хозяйственных зданий, дач чиновников (вариант Кыргызстана 2005 года), заканчивая «избиением» работников спецслужб и высокопоставленных административных работников (Венгрия 1956 года, Румыния 1989 года). При этом участие оппозиции в организации и управлении этими процессами будет незначительным.

Я не соглашусь с теми, кто скажет, что белорусский народ не способен на бунт, что в нем нет революционной силы. Ведь социальной агрессии в нем более чем достаточно. Если взглянуть на уровень бытового насилия, то количество тяжких преступлений не слишком сильно отличается от ситуации в соседних странах. При этом нужно учитывать, что у нас один из самых высоких показателей численности милиции: 1200 человек на 100 тыс. населения, а белорусы, в свою очередь, повсеместно считаются «толерантным» и «спокойным» народом. Зачем же тогда по природе «покорный» народ держать в тисках и тратить на репрессионный аппарат огромные суммы денег? Пока политическому режиму удается дубинками вбивать белорусам толерантность, но вопрос лишь времени, когда сдерживаемая агрессия вырвется наружу.

Как альтернативу народному бунту можно противопоставить поступательную революцию, которая имела место в Польше в 80-х годах прошлого века. Эта революция стала возможна в результате консолидации рабочих коллективов, которые стали ядром объединения огромного количество польских граждан. Тем не менее, даже там политические перемены произошли не в одно мгновение. Они были результатом многолетней, кровавой борьбы с коммунистическим режимом, которая длилась 40 лет и не всегда идеология этой борьбы разделялась большинством.

В Польше, Венгрии, Чехословакии в период коммунистического правления были свои «площади», своя «весна», после которых наступали «политические сибирские морозы». Но именно тот факт, что система пыталась искусственно охлаждать общество вопреки законам природы - суть которых в том, что изменения неизбежны, способствовало перегреву и саморазрушению самой системы. С другой стороны консолидация и самоорганизация отдельных наиболее многочисленных групп приводила к ускорению распада авторитарных режимов. Именно в этих группах формировалась новая политическая элита, рождались будущие лидеры.

В Беларуси, несмотря на репрессии, есть все условия для развития тех же процессов, которые проходили в странах коммунистического лагеря, независимо от деятельности структурной оппозиции.

На сегодняшний день наиболее многочисленными группами населения, имеющими огромный потенциал экономической, социальной и политической активности являются: предприниматели (ок. 200 тыс.), студенты (445 тыс.) рабочие (только в тяжелой промышленности в Беларуси занято ок. 400 тыс. человек). Во многих странах на протяжении последних столетий именно эти социальные группы становились основным двигателем перемен.

К сожалению, в Беларуси, выражаясь языком Карла Маркса, еще не произошло осознания членами этих групп «своей классовой принадлежности, своих групповых интересов и необходимости их защищать». Они остаются разрозненными внутри себя, а режим, в свою очередь, делает все возможное, чтобы сохранить это состояние. Только осознав себя как самодостаточную социальную силу и объединившись в собственные независимые союзы рабочие, студенты, предприниматели смогут не только отстоять свои интересы, но и защитить себя от любых репрессий и давления со стороны властей. В свою очередь, экономические и социальные требования неизбежно приведут к политическим изменениям.

Начало таких процессов может положить, к примеру, объединение рабочих деревообрабатывающей отрасли против «крепостного законодательства». Ведь достаточно забастовать всем деревообрабатывающим предприятиям в стране (их в Беларуси около 20, приблизительная численность рабочих 15-20 тыс.), что могло бы стать серьезным ударом по власти. Безусловно, это трудная задача, но выполнимая и решать ее рано или поздно, но придется. По моему убеждению, забастовки и студенческие бунты еще всколыхнут страну. Конечно, Лукашенко может завести в Беларусь китайских штрейкбрехеров, но это скорее шутка, чем серьезное предположение. В этом случае ему было бы лучше выселить всех белорусов и заселить страну 10 миллионами китайцев.    

Имперская трансформация

Есть среди всех возможных сценариев перемен и наименее оптимистичный. Связан он с реализацией Евразийского интеграционного проекта. В случае его осуществления белорусский правящий класс станет перед серьезными вызовами. Сегодня для Москвы Лукашенко и выстроенный им режим - это главный инструмент геополитической экспансии. Осуществив ее, Россия очень быстро избавится от нынешнего главы государства, как ненужной обузы, сохранив при этом модель «управляемой демократии». Приблизительно это может произойти в течении двух-трех лет после ратификации союзного договора в 2015 году. В дальнейшем политические процессы в Беларуси будут полностью зависеть от того, как будут разворачиваться события в России.

Понятно, что перемены в рамках интеграции не будут способствовать ни демократизации, ни укреплению государственности, а скорее наоборот. В этом случае история сделает новый виток, и белорусам придется с самого начала вести борьбу не только за свободу, но и свое геополитическое бытие.    

Перемены в нашей стране безусловно будут, но важно, чтобы их причиной были мы.

Павел Усов, специально для charter97.org

Напісаць каментар 36

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках