25 снежня 2024, Серада, 21:35
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Площадь и Майдан против лузеров

107
Площадь и Майдан против лузеров

Кадры с киевского Майдана вызвали ощущение дежавю.

Все это я уже видела в Минске тоже в декабре, но 2010 года. На 16-м году диктатуры, несмотря на многолетние репрессии и «зачистку» всех прав и свобод, десятки тысяч белорусов вышли на улицы, чтобы потребовать перемен.

Да, нас было не миллион, а 50 тысяч, но каждый человек, который 19 декабря 2010 года вышел на Площадь, — герой, потому что шел туда, как на плаху, прекрасно осознавая, чем ему это грозит. Этот выход для каждого из нас станет вехой, своей «Красной площадью 1968-го», важным событием биографии, который разделит жизнь на «до» и «после».

Мы все собирались на Площадь, надеясь, что будем там не одни. Помните знаменитую пьесу новосибирского драматурга Евгения Вишневского «А что я мог сделать один?». Миниатюра была поставлена на сцене студенческого театра МГУ в 1960-е годы «оттепели». Вначале на сцену выходит один человек и спрашивает: «А что я могу сделать один?», затем второй с тем же вопросом, третий... Число людей постоянно увеличивается, и вдруг они замечают, что их много, хотя все продолжают задавать себе сакраментальный вопрос.

В том, нашем, декабре мы убедились, что «не одни». Тогда на площади мы стали близкими, родными. Царила атмосфера единства, кажется, ощущался запах (и даже вкус) перемен, страх улетучился, была только надежда и вера. То же самое, я уверена, сегодня чувствуют киевляне на Евромайдане. Возможно, потом у каждого из них будет своя, отдельная жизнь, но сегодня она - общая, одна на всех.

Но потом «тьма накрыла ненавидимый прокуратором город». Мирных людей, жаждущих свободы, казнили палачи, которые скрывали свои лица под шлемами и масками. Те же террористы в балаклавах на правах правопреемников НКВД пытали людей в тюрьмах в стиле 1937 года.

В тюрьме КГБ нас изолировали от внешнего мира и внушали одну мысль: о вас все забыли, вас считают преступниками. Выйдя на условную свободу, до суда и без права проживания в Минске, я поняла, что это не так: в первую очередь, с нами были солидарны белорусы и сотни тысяч людей во всем мире.

Также было много заявлений, резолюций, внеочередных сессий парламентов, даже возникла угроза введения экономических санкций. Из-за этой угрозы несколько человек и были освобождены из тюрьмы: некоторые под домашний арест, некоторые под подписку о невыезде, но все до суда, который был, как нож у горла, не давая ни вздохнуть, ни пошевелиться. Большинство же, включая самых сильных соперников Лукашенко, которые представляли реальную угрозу его власти, остались за решеткой.

Тем не менее, Запад посчитал переход некоторых заложников из одной тюрьмы в другую - шагом навстречу его требованиям. Вероятность введения реальных санкций исчезла. Но самое главное - улетучилась решимость поддержать стремление белорусов к свободе. Эта решимость была продекларирована в статье «Лукашенко — лузер» глав МИД Польши, Швеции, Германии и Чехии, которые заявили, что белорусский диктатор проиграл президентские выборы.

Но затем, глядя на пустынные улицы зачищенного и оккупированного Минска, западные чиновники снова решат иметь дело с человеком, которого публично признали узурпатором. Политзаключенные еще долгие годы будут сидеть в тюрьмах, их крики не услышат через толстые тюремные стены. «Реал-политик» диктует свои правила, а память человеческая коротка.

Забывается подвиг тысяч белорусов, топчется их вера и надежды. Лукашенко же продолжает зачищать страну от любого проявления активности, постепенно превращая Беларусь в концентрационный лагерь, и как и его кумир Гитлер, получая за это поощрительный приз в виде Чемпионата мира по хоккею. Не буду лишний раз напоминать про Олимпиаду 1936 года, которая по замыслу западных стратегов, должна была повернуть гитлеровскую Германию на путь цивилизованного развития.

Речь о другом. Сегодня существует угроза предательства наших соседей — украинцев, за борьбой которых, затаив дыхание, следит весь мир. Их миллион, но даже такое количество людей при молчаливом согласии Запада можно легко зачистить.

«Главное отличие Лукашенко от Януковича в том, что первый диктатор, а второй избран народом», - говорят сегодня западные политики и отмечают «бессмысленность» требований отставки президента Украины: с кем же тогда подписывать соглашение об ассоциации?

И снова те же грабли - иметь дело с тем, кто захватил власть. После избиения людей на Майдане, штурма офисов оппозиционных партий и независимых СМИ, цензуры на телевидении, арестов инакомыслящих Янукович потерял свою легитимность.

Сегодняшней или последующей ночью вполне может быть отдан приказ избить и арестовать людей на Майдане. Лидеры оппозиции, как в Беларуси, могут получить 5-6 лет за «организацию массовых беспорядков». Что Запад сможет этому противопоставить? Заявления, резолюции, внеочередные сессии парламентов, угрозы санкций, которые так и не станут реальностью?

А может, просто хватит иметь дело с диктаторами-лузерами и услышать волю народов, которые хотят свободы и взывают к солидарности?

Я знаю, что в Минске снова будет Площадь, на которую выйдут миллионы. Как и в Киеве, и в Москве. Мы будем выходить, пока не завоюем свою свободу.

Наталья Радина, главный редактор сайта charter97.org

Киев, декабрь 2013 года | Минск, декабрь 2010 года

Киев, декабрь 2013 года | Минск, декабрь 2010 года

Киев, декабрь 2013 года | Минск, декабрь 2010 года

Киев, декабрь 2013 года | Минск, декабрь 2010 года

Киев, декабрь 2013 года | Минск, декабрь 2010 года

Киев, декабрь 2013 года | Минск, декабрь 2010 года

Киев, декабрь 2013 года | Минск, декабрь 2010 года

Киев, декабрь 2013 года | Минск, декабрь 2010 года

Киев, декабрь 2013 года | Минск, декабрь 2010 года

Киев, декабрь 2013 года | Минск, декабрь 2010 года

Напісаць каментар 107

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках