10 студзеня 2025, Пятніца, 21:56
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Шейман и Прокопович – движение вперед или вспять?

24
Шейман и Прокопович – движение вперед или вспять?

Один из ведущих политических аналитиков Дэвид Марплз начинает публикацию своих статей на сайте charter97.org.

В последнее время в Беларуси произошли важные кадровые перемены: Виктор Шейман возглавил Управление делами Лукашенко, а Петр Прокопович назначен вице-премьером. Кроме того, было объявлено, что Беларусь - или, по меньшей мере, белорусская экономика - должна двигаться в западном направлении, и что активная приватизация и привлечение иностранных, но не русских, инвесторов становятся как никогда актуальными. Все эти события стали предметом живого обсуждения.

Некоторые чиновники высказывают мнение, что в результате этих изменений возникнет более гибкая система, в которой «талантливые выпускники вузов» смогут сформировать прослойку молодых профессионалов, способных направить развитие страны в русло экономической модернизации. Всего через несколько дней после назначения Шейман разоблачил ряд коррумпированных чиновников из своего нового управления. Как сообщает один источник, в результате этих разоблачений бывший глава Управления делами Лукашенко Николай Корбут был помещен под домашний арест. Его подозревают в хищениях на белорусских строительных объектах в Сочи. В то же время, некоторые аналитики критически относятся к новым назначениям, видя в них четкую тенденцию отдавать важные посты «старой гвардии» - надежной элите, которая не станет подвергать сомнению решения правителя.

Как замечает аналитик Юрий Дракохруст, Шейман был вновь принят в элитарное окружение Лукашенко, поскольку в Беларуси личные принципы не так важны, как сама личность. Более того, Шейман снова оказался в высших кругах, несмотря на свое темное прошлое. Назначению не помешал и тот факт, что Шейман, вероятно, стоит за исчезновениями ряда известных политиков в 1999 году, когда он был министром внутренних дел и секретарем Совета безопасности (тогда Шеймана отстранили от должности, но в 2000 году он вернулся уже в роли генпрокурора). Дракохруст не согласен с аналитиком Сергеем Наумчиком в том, что на сегодняшний день номенклатура способна бросить вызов правителю. Наумчик убежден, что никакого вызова быть не может, а смельчаки, которые попытались как-то разрешить эту ситуацию, оказались за решеткой.

Дракохруст убежден: высокопоставленные белорусские чиновники не отваживаются говорить то, что думают, а, значит, делать какие-либо заключения не представляется возможным. Он отмечает, что против режимов идут совершенно разные люди: Вацлав Гавел не был частью системы, когда был брошен вызов правителям бывшей Чехословакии, в то время как Виктор Ющенко в Украине и Михаил Саакашвили в Грузии оба входили в правящие круги задолго до своего прихода к власти. Интересный факт: Шейман никогда ранее не ставил под сомнение режим. Между Шейманом и Прокоповичем есть существенная разница, при этом их роли известны заранее. Предполагается, что непопулярный Прокопович, который не имеет особого влияния, будет принимать непопулярные решения, как, например, сокращение бюрократической машины, а потом он же и будет козлом отпущения. Близкий и надежный друг Лукашенко Шейман, в свою очередь, в прошлом жестко и хладнокровно исполнял поручения правителя. Есть мнение, что Прокопович может сменить Михаила Мясниковича на посту премьер-министра. В качестве вице-премьера Прокопович берет ответственность за модернизацию экономики на себя, и значит, роль премьер-министра будет значительно ослаблена. Уже неоднократно Лукашенко выказывал недовольство Мясниковичем, который не входит в ближайшее окружение правителя.

Тем не менее, эти изменения, вероятно, являются частью генерального плана по одновременному достижению двух целей. Во-первых, и Лукашенко, и его нынешний и предыдущий премьеры, похоже, осознали, что приватизацию необходимо активизировать. Это стало очевидно после финансового кризиса 2011 года, после которого Беларусь до сих пор не исправила ситуацию в торговле и финансовом секторе, а так же в условиях сотрудничества с ненадежным крупным бизнесом России. Такое положение дел объясняет, почему 20 января было решено обратиться к западным компаниям с просьбой об инвестициях. Кроме того, становится ясно, почему правителю так не терпится обсудить с представителями Запада создание экспертной комиссии, которая помогла бы вывести Беларусь из изоляции и улучшила бы имидж Лукашенко за рубежом.

Но сущность режима и собственно личность правителя сокращают шансы этого плана на успех. С одной стороны, становится очевидно, что настало время для новой прослойки профессионалов, а с другой стороны, он продолжает настаивать на том, что его личный авторитет остается неприкосновенным. Кадровые назначения на высоком уровне служат, по сути, одной цели – поддержанию status-quo. Если сотрудники помоложе и смогут сделать пару шагов вверх по служебной лестнице, то их карьера остановится где-то в середине экономической структуры. Таким образом правящая элита ограждает себя от ненужных рисков. И, наконец, единственная реальная сила в стране – это Лукашенко. Самая важная черта Шеймана – лояльность, а не жесткость или эффективность. Шейман для Лукашенко – это Лазарь Каганович для Сталина. У таких людей полностью отсутствуют какие-либо моральные принципы. Нет у них и своих мыслей (а если и есть, то спрятаны глубоко и надолго).

Беларусь объявила о планах стать на новый смелый путь во главе со старой группировкой. Это движение в любой момент можно повернуть назад, равно как и снять чиновников с их новых постов. Это значит, что главное здесь - личность Лукашенко, который контролирует приватизацию. Такой контроль, помимо личной выгоды, позволит ему сохранить власть и избежать нового экономического кризиса.

Дэвид Марплз, специально для charter97.org

Напісаць каментар 24

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках