5 лiстапада 2024, aўторак, 19:20
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Сдержать инфляцию субъективными методами

54
Сдержать инфляцию субъективными методами

«Объективных причин для роста цен не имеется, все должно быть в пределах 12%», — такое заявление недавно сделал вице-премьер Петр Прокопович.

Как раз таки объективных причин для роста инфляции в Беларуси предостаточно, а субъективным является желание правительства не допустить этого.

В целом, вся речь новоиспеченного вице-премьера и старожила белорусской власти была наполнена нездоровым оптимизмом: роста цен не будет, социально-экономические показатели на текущий год удастся выполнить, модернизация пройдет успешно. Такие слова должны были бы успокаивать, если бы не настораживали.

Пресс-конференция Петра Прокоповича была призвана засвидетельствовать, что власть не свернет с намеченного пути достижения прогнозных показателей. Для этого необходимо только праведно выполнять все программы и прогнозы, а также провести тотальную модернизацию. «Если прежде модернизация в стране велась лишь на отдельных предприятиях (10-15%), то сейчас стоит задача провести ее на всех», — высказался вице-премьер.

При этом Прокопович не учитывает того факта, что выполнение всех прогнозных показателей заведомо невозможно либо очень сложно. Ограничение размеров кредитования и роста денежной массы, прописанное в Основных направлениях денежно-кредитной политики на текущий год, одновременно с проведением дорогостоящей модернизации (читай — технического перевооружения) подобно сказочному явлению.

Если бы вице-премьер хотел, чтобы ему поверили, надо было поклясться, что он уйдет в отставку в случае невыполнения хотя бы прогноза по инфляции. А так слишком многим врезалось в память, как он уверял в невозможности девальвации белорусского рубля в 2011 году.

«Всем-по-пятьсот» вылезает боком

Уверяя в отсутствии объективных причин для роста цен, Петр Прокопович забыл упомянуть о росте рублевой денежной массы М2 (наличные деньги, рублевые депозиты физических и юридических лиц, ценные бумаги, выпущенные банками в белорусских рублях). После того как в январе она сократилась на 5%, в феврале рост составил 8,2%. Таким образом, с начала года рублевая денежная масса увеличилась на 1,9 трлн. белорусских рублей.

При этом денежная эмиссия, выраженная в показателе денежной базы, увеличилась на 9,2% — до 31,04 трлн. рублей. Основной прирост был обеспечен увеличением объемов обязательных резервов в Нацбанке и фактическим печатанием денег — наличных денег в обороте стало на 0,86 трлн. рублей больше.

Наблюдаемые тенденции — результат начатой еще в прошлом году политики «всем-по-пятьсот». Постновогоднее затишье позади, и раздутая заработная плата белорусов начинает перетекать в банковскую систему. В феврале еще не было известно о снижении ставки рефинансирования, поэтому депозиты физических лиц в белорусских рублях за один месяц увеличились на 13,4%. В январе был отмечен прирост всего-навсего на 1,3%.

Модернизация, которую провозгласило государство, также усиливает угрозу инфляции. За январь-февраль текущего года инвестиции в основной капитал увеличились на 16,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Только за февраль их объем составил 13,6 трлн. рублей.

На данный момент финансирование инвестиций только отчасти обеспечено за счет расширения кредитования. За январь-февраль требования банков к экономике увеличились на 3,5% при годовом прогнозе 17-20%. Львиную долю инвестиций обеспечивают сами предприятия, а также госбюджет, увеличение расходов которого можно будет наблюдать по итогам февраля.

Эмиссионное кредитование может раскрутить спираль

С начала года индекс потребительских цен составил 4,3%. Прокопович объяснил, что рост цен в начале года был сформирован за счет увеличения тарифов на услуги ЖКХ, роста акцизов и цен на алкоголь и табачные изделия, тарифов на услуги связи. «То есть в основном увеличение цен произошло за счет этого. Цены на мясомолочную продукцию, товары народного потребления росли ниже прогноза», — подчеркнул вице-премьер.

На самом же деле влияние цен и тарифов, регулируемых государством, на общий рост цен с начала года было ниже, чем об этом сказал Прокопович. Базовый индекс потребительских цен, который исключает изменения цен на отдельные товары и услуги, регулируемые государством, а также на товары сезонного характера, составил с начала года 103,4%. Что означает: рынок чувствует увеличение количества денег в экономике и соответственно реагирует.

Возможно, поэтому Прокопович заявил, что для дальнейшего сдерживания цен необходимо будет «принять другие меры за счет интервенций по рынкам на других направлениях».

Возвращаться к полному контролю над ценообразованием власти не будут, так как прекрасно помнят пагубность такой практики для экономики. Но подкручивать гайки кое-где обязательно начнут. В основном это будет касаться регулируемых цен и тарифов.

Эти меры позволят сдерживать цены на определенном уровне, а также создадут прецедент для формирования потенциальной инфляции, которая в определенный момент станет реальной.

Есть еще один способ выполнить прогноз по инфляции — статистические фокусы с цифрами никто не отменял. Методология расчета индекса потребительских цен такова, что с ней можно совершать различные действия, которые позволят «удержать» инфляцию в рамках 12%.

Но такими методами можно скрыть несколько процентов прироста. Если Прокопович будет продолжать лоббировать проведение тотальной модернизации, которую он сам оценивает в 200 трлн. рублей в 2013 году, то несколькими процентами превышения фактической инфляции над прогнозируемой дело не обойдется.

Для такого объема инвестиций необходимы будут средства, которые должны откуда-то изыматься. Собственных средств предприятий надолго не хватит, поэтому придется обратиться к практике эмиссионного кредитования, которое и станет причиной ускорения инфляции.

Антон Болточко, «Белорусские новости»

Напісаць каментар 54

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках