Эксперт: Игра номенклатуры может привести к резкому изменению ситуации в Армении
2- 30.07.2016, 14:48
- 13,065
Ситуация в противостоянии нескольких сил в Ереване — патовая и имеет тенденцию к ухудшению.
Об этом заявил директор фонда «Сотрудничество-Евразия», публицист Геворг Тер-Габриелян.
Напомним, утром 17 июля группа вооруженных лиц или «Сасна Црер», в которую входят сторонники арестованного лидера радикального оппозиционного движения «Новая Армения» Жирайра Сефиляна, захватила здание полка патрульно-постовой службы на окраине Еревана и несколько дней удерживала заложников. Во время нападения погиб полковник Артур Ваноян, с различными ранениями были госпитализированы несколько полицейских и один из нападавших. «Сасна Црер» требует освобождения политических заключенных и отставки президента страны Сержа Саргсяна.
В первых официальных сообщениях участники «Сасна Црер» назывались террористами, затем — вооруженной группой. В это же время в Ереване проходят ежевечерние акции протеста.
Сегодня о ситуации в Ереване (за это время группе выдвигались ультиматумы, произошла перестрелка, группа захватила бригаду врачей, полиция задерживает гражданских активистов, во время уличных акций заявляется о начале народного восстания) службы информации «ЕвроБеларуси» беседует с директором фонда «Сотрудничество-Евразия», прозаиком и публицистом Геворгом Тер-Габриеляном.
Примечательно, что, по словам Геворга Тер-Габриеляна, власть или «номенклатура на самом высоком уровне» не дает вообще никаких оценок происходящему, «там попросту молчат, чтобы показать что все это мелко, что это — не событие серьезного масштаба». Определяющим фактором развития ситуации, отмечает эксперт, как раз была терминология номенклатуры среднего уровня:
«Будут ли они использовать термин «террористы», но они отказались от такого определения и говорят «вооруженная группа», что представляет очень интересный феномен, потому что мы видим здесь консенсус между обществом и номенклатурой, то есть причинно-следственная связь произошедшего насилия понимается и принимается всеми».
«Принимается, что это — не нарушение общественного порядка уровня терроризма, хотя формально, по закону, это как раз нарушение, понимается, что это реактивные действия, порожденные предыдущими случаями нефизического, структурного насилия, а именно: отсутствием справедливых выборов, пропастью между номенклатурой и народом, зашкаливающими бедностью, безработицей и миграцией, всевластием и беззаконием олигархии, дисфункциональностью госструктур, опасениями народа, что люди у власти могут отдать земли Карабаха, не обсудив это с обществом и прочее. Вот эта отчужденность номенклатуры от народа и стала причиной произошедшего физического насилия», - сказал Геворг Тер-Габриелян.
Политолог обращает внимание, что общество не то, чтобы явно поддерживает «Сасна Црер», но понимает действия группы.
«Надо понимать, что это — люди оружия, что некоторые из них — участники Карабахского конфликта в самом его начале в 90-х годах. В нашем обществе нет ни одного человека, которого бы не коснулся этот конфликт, и каждый человек связан так или иначе с его участниками — будь то профессиональные военные или так называемые фидаи (вооружённые добровольцы). Конфликт коснулся всех, апрельские события этого года в Нагорном Карабахе коснулись всех — поэтому эти люди никак не могут восприниматься обществом как маргиналы. Другое дело, что большая часть общества несогласна с физическим насилием как методом решения проблем, но при этом понимает причинно-следственную связь между структурным насилием в Армении и результирующим физическим насилием 17 июля», - сказал Геворг Тер-Габриелян.
При этом, как заметил собеседник, не следует объединять «Сасна Црер» и участников ежедневных акций протеста на улицах Еревана.
«На самом деле, ситуация очень сложная. «Сасна Црер» и те, кто выходит на улицы, - это два разных игрока, они очень взаимосвязаны, но это разные силы. Есть гипотеза, что данная ситуация где-то помогает номенклатуре решать некоторые вопросы. Но если номенклатура позволит народному восстанию перейти через край, ей придется уйти. Если она выберет активную насильственную фазу, то это быстро может изменить ситуацию вообще. При этом «решение вопроса» с людьми на улицах и в захваченном гарнизоне может привести к потере козыря в переговорах и с Россией, и с Западом, и с Азербайджаном, который состоит в том, что дескать у нас сейчас сложная ситуация и мы не можем идти на компромиссы.
Поэтому номенклатура сейчас танцует по очень тонкой линии, стремясь сохранить ситуацию как можно дольше такой, но в то же время не привести ее к той модификации, которая будет угрожать уже непосредственно существованию самой номенклатуры. Но сохранить баланс сил ей плохо удается, номенклатура сама постоянно нарушает правила игры. Например, говорят, во время перемирия, когда происходил обмен ранеными, сотрудники комендатуры открыли огонь, были ранены двое из вооруженной группы, их забрали, конечно, на свободе они сейчас не будут. Номенклатура показала, что не собирается быть договороспособной. Все это приводит к продлению противостояния», - подчеркнул Геворг Тер-Габриелян.
«Еще одна цель номенклатуры — вывести из игры всех народных лидеров. Как только кто-то свежий выступит с чем-нибудь действительно осмысленным — его забирают, и номенлатурные агенты, тайные и явные, начинают кампанию по их дискредитации в публичном пространстве — в интернете. Вот сейчас забрали Левона Барсегяна, который даже не политик, а журналист, общественный деятель, очень здраво выступивший на митинге. То есть появляются общественные лидеры — и их раз за разом забирает полиция на улице, раз за разом пытаются их очернить в глазах общественности.
27 июля задержали мировую кинозвезду Арсине Ханджян, канадскую актрису армянского происхождения, жену известнейшего режиссера Атома Эгояна. Но не смогли проглотить. Пришлось извиняться, начали оправдываться, что задержали якобы только для проверки личности. Это задержание, кстати, показывает еще одну тенденцию: определенное количество армян из многочисленной диаспоры втягивается в ситуацию в Ереване. Но при этом со своими, довольно наивными для нашего пространства представлениями. То есть это западный поведенческий модуль — народ со своими требованиями должен идти к правительству и т. д. Но они не знают, не могут почувствовать главный момент, ведь в их жизни этого нет, что у нас продолжает жить советская система, когда все, что говорится сверху, имеет скрытый смысл, подразумевает нечто совершенно иное, когда все — ложь. То есть этот дискурс, популярный и превалирующий сейчас, например, в России, им незнаком. Хотя они все больше интересуются ситуацией. Новое поколение армян тоже уже, кстати, не понимает сущность этой советской системы, лживой от начала до конца, с которой нельзя на почве доверия, договоренностей ничего делать», - сказал Геворг Тер-Габриелян.
По убеждению эксперта, «ситуация и сейчас уже патовая, но ухудшается с каждым днем».
«Это — игра с огнем. Мы имеем на данный момент кусочек территории Еревана, где отсутствует безопасность от имени номенклатуры. Это — дыра в государственности, которая может увеличиться, могут быть другие очаги насилия, может быть все, что угодно. Очень сложная и ответственная ситуация, она должна стать уроком для других близлежащих государств, у которых есть или могут возникнуть аналогии. Люди, которые вошли в гарнизон, сказали этим — так жить нельзя. И даже ценой крови, чужой и своей, решили поменять эту ситуацию. Но это может привести к распаду всего и вся — и номенклатура, в принципе, ничего серьезного не предпринимает для предотвращения этого, - подчеркнул Геворг Тер-Габриелян. - Народ может не поддерживать метод «Сасна Црер», но чтобы спасти их жизни — может пойти на улицы. И если его количество дойдет до определенной точки, то мы переходим в момент матч-пойнт, и действительно номенклатуре придется уходить. Бывают ведь ситуации, когда определенные структуры начинают переходить на сторону народа. Я видел, как уходил в отставку первый секретарь ЦК Компартии Армении во время Карабахского движения, как уходил в отставку первый президент независимой Армении Левон Тер-Петросян, поэтому не могу исключать варианта очень резкого изменения политической ситуации в Армении».