24 лiстапада 2024, Нядзеля, 5:49
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

«Катынское дело» возобновляется

2

Городской суд Москвы удовлетворил жалобу родственников белорусских и польских офицеров, расстрелянных в Катыни.

Отказ Хамовнического суда рассматривать жалобу заявителей был аннулирован. Однако родственники казненных по-прежнему не могут получить доступа к материалам дела, на которых стоят грифы «секретно» и «совершенно секретно».

Во вторник Мосгорсуд отправил на новое рассмотрение громкий иск о реабилитации белорусских и польских офицеров, расстрелянных в Катыни. Таким образом, он отменил решение Хамовнического суда, отказавшего родственникам погибших в рассмотрении «катынского дела». В иске родственники погибших требуют возобновить уголовное дело, которое было приостановлено в связи с тем, что ни одного из истцов не признали потерпевшим, сообщила «Интерфаксу» адвокат Анна Ставицкая.

Ранее адвокаты обращались в Главную военную прокуратуру РФ с просьбой реабилитировать массово уничтоженных в 1940 году поляков, однако ведомство не стало рассматривать этот вопрос.

Кроме того, прокуратура отказалась предоставить в суд материалы «катынского дела», пояснив, что большинство из 183 томов имеют гриф «секретно» и «совершенно секретно». Именно после этого слушания в Хамовниках завершились отказом с формулировкой «жалоба подлежит рассмотрению в военном суде».

В марте 2008 года международное общество «Мемориал» официально обратилось к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой рассекретить материалы «катынского дела». В письме, подписанном председателем правления «Мемориала» Арсением Рогинским, говорилось: «Имена тех, кто был признан прокуратурой виновными, названы не были. Никакие подробности и не известные ранее детали «катынского преступления», выявившиеся в результате расследования, также не были обнародованы. Засекречивание документов дела представляется совершенно недопустимым и с нравственной, и с юридической точки зрения».

Согласно статье 7 закона Российской Федерации «О государственной тайне», сведения «о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами» не могут быть отнесены к государственной тайне и, соответственно, быть секретными.

«Мемориал» обратился в суд с просьбой снять гриф секретности с материалов «катынского дела». Этот вопрос сегодня должен рассмотреть Хамовнический суд Москвы.

«Катынское дело» — одно из самых масштабных преступлений Второй мировой войны. В апреле и мае 1940 года по решению Политбюро ВКП(б) и личному приказу Сталина были расстреляны почти 22 тысячи граждан тогдашней Польши, в том числе и белорусов, содержавшихся в разных лагерях и тюрьмах НКВД СССР. Среди них 14 552 офицеров и полицейских, взятых в плен Красной Армией в сентябре 1939 года, а также 7 305 арестованных, содержавшихся в тюрьмах западных областей Украинской и Белорусской ССР.

4 421 человек из Козельского лагеря были расстреляны и захоронены в Катыни под Смоленском. 6 311 из Осташковского — расстреляны в Калинине и захоронены в Медном. 3 820 человек из Старобельского — расстреляны и захоронены в Харькове. Остальные погибли в Киеве, Харькове, Херсоне и Минске, возможно, и в других неустановленных местах на территории современных Беларуси и Украины.

Именно катыньское захоронение было обнаружено первым: в 1943 году, во время оккупации немецкими войсками западных районов СССР, немцы вскрыли несколько захоронений, придав огласке тайный расстрел.

Были эксгумированы тела более 4 тысяч человек. После окончания немецкой оккупации советской стороной была создана специальная комиссия, которая пыталась сфальсифицировать произошедшее и в 1944 году обвинила в расстреле немецкую сторону. На Нюрнбергском процессе эти обвинения судом приняты не были.

Только в апреле 1990 года ТАСС заявил о «непосредственной ответственности за злодеяния в катынском лесу Берии, Меркулова и их подручных», что квалифицировалось в заявлении как «одно из тяжких преступлений сталинизма». Расследование «катынского дела» в России началось в начале девяностых и тянулось более 10 лет. В самом его начале были обнародованы документы, указывающие на то, что расстрел белорусских и польских офицеров осуществили сотрудники НКВД по приказу первых лиц государства. Копии документов были тогда же переданы властям Польши. Затем большая часть дела была засекречена.

Всего в деле 183 тома, из которых 116 содержат сведения, составляющие теперь государственную тайну. Установлена гибель 1 803 человек (из числа содержавшихся в лагерях), личность 22 погибших идентифицирована. В рамках расследования были установлены и допрошены более 900 свидетелей, проведено 18 экспертиз, в ходе которых исследованы более тысячи объектов. Эксгумировано более 200 тел.

В 2004 году Главная военная прокуратура РФ закрыла уголовное дело в связи со смертью виновных.

11 марта 2005 года главный военный прокурор России Савенков на своей пресс-конференции объявил государственной тайной персональный состав виновных.

Постановление о прекращении уголовного дела и некоторые документы, встречающиеся в 36 томах уголовного дела, имеют гриф «секретно» и «совершенно секретно». В 80 томах встречаются документы с грифами «для служебного пользования». На этом основании 116 томов остаются секретными полностью, хотя в 67 томах никаких грифов нет. Осенью 2005 года с этими 67 томами были ознакомлены (без права копирования) польские прокуроры.

Согласно подписанному в 1995 году протоколу между Украиной, Россией, Беларусью и Польшей, каждая из этих стран самостоятельно расследует преступления, совершенные на их территории. Беларусь и Украина предоставили российской стороне свои данные, которые были использованы при подведении итогов расследования Главной военной прокуратуры.

Напісаць каментар 2

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках