19 красавiка 2024, Пятніца, 8:46
Падтрымайце
сайт
Сім сім,
Хартыя 97!
Рубрыкі

Третий день суда над Федыничем и Комликом: онлайн-репортаж

10
Третий день суда над Федыничем и Комликом: онлайн-репортаж
Геннадий Федынич
Фото: tut.by

(обновляется) На сегодня в суд вызваны четыре свидетеля.

Суд Советского района Минска 1 августа продолжает рассматривать резонансное уголовное дело против председателя Белорусского независимого профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Геннадия Федынича и главного бухгалтера профсоюза РЭП Игоря Комлика. Им предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов в особо крупном размере). Процесс ведет судья Марина Федорова.

В первые дни судебного заседания в суде рассматривались ходатайства, зачитано обвинение и состоялся допрос свидетелей. При этом выяснилось, что одна из свидетелей - секретарь профсоюза РЭП Юля Юхновец являлась агентом КГБ, на многих следствие оказывало моральное и психологическое давление.

Сегодня в суде продолжится допрос свидетелей, а затем суд приступит к изучению письменных доказательств по «делу профсоюзов».

«Белсат» ведет текстовую трансляцию третьего дня суда над лидерами профсоюза РЭП Геннадием Федыничем и Игорем Комликом.

В начале заседания Геннадий Федынич заявил ходатайство о том, чтобы первой допросили его тещу, 81-летнюю Янину Борисевич. Женщине было сложно давать показания стоя, поэтому для нее принесли стул. Во время выступления она часто останавливалась и начинала плакать.

В октябре 2017 года на земельный участок в деревне Суходолы Дзержинского района, который принадлежит Янине Борисевич, наложили арест.

«Я понятия не имею о работе моего зятя, знаю его только как мужа моей старшей дочери. Никаких денег, в том числе на строительство дачи, он мне не давал», – сказала она.

Муж Янины Борисевич умер после инсульта. Позже, в 1993 году, женщина купила на свои накопленные деньги участок и начала строить дом через фирму, которая, как позже выяснилось, поставила некачественные материалы. В результате Геннадий Федынич достраивал дом собственными силами.

Рассказывая об аресте дачи, она разволновалась.

«Деньгами мне помогал внук Денис, в прошлом году и его начали таскать в налоговую… Дайте мне спокойно дожить! Эти ваши ручки бумаги перекладывают, а я своими все жизнь в земле работаю! Кто дал право творить беззаконие?» – обратилась пожилая женщина к судье и отказалась отвечать на дальнейшие вопросы прокурора.

Несмотря на жалобы Борисевич на плохое состояние здоровья, государственный обвинитель Лилиана Литвинюк продолжила задавать вопросы. Даже когда судья сняла уточняющий вопрос, прокурор требовала от Борисевич ответа. Присутствующие в зале возмутились, судья вынесла замечание. Только после того, как Геннадий Федынич сказал, что теперь придется вызывать «скорую», свидетелю позволили покинуть зал.

Следующим дал показания Юрий Секерин – строитель, которому профсоюз 7 лет назад помог вернуть деньги, невыплаченные госструктурой. Он же консультировал Федынича по строительству дачи, оценивал, насколько качественно работают строители. Федынича он назвал своим «хорошим приятелем», однако никакой информации о доходах профсоюза из-за границы он не имеет.

Федынич объяснил такой порядок вызова свидетелей тем, что силовики просто допрашивали всех подряд людей из его записной книжки на мобильном телефоне.

Свидетель Владимир Кондратович объяснил, что был членом РЭП с 2006 по 2015 год, когда работал наладчиком станков на МАЗ.

«Я искал защиту моих прав, и единственная организация, которая помогла – это профсоюз РЭП».

За рубежом Кондратович был всего дважды: на семинарах в Швеции (2006) и Германии (2011), деньги получал от иностранных организаторов исключительно на карманные расходы. По его словам, провозить деньги через границу от него никогда не требовалось. Примерно такие же показания дал еще один друг РЭП Дмитрий Шугаев, который также консультировал Федынича по даче.

Секретарь по международным вопросам Белорусского конгресса демократических профсоюзов Олег Подолинский сразу заявил:

«Помощь профсоюзам – это нормальная мировая практика, закрепленная конвенцией Международной организации труда. Более того, несколько лет назад вице-премьер Беларуси принимал участие в заседании этой организации и отмечал, что власти не будут препятствовать профсоюзам в получении такой помощи».

Он подчеркнул, что помощь от иностранных партнеров заключалась именно в совместных грантовых проектах, благодаря которым были возможны поездки на семинары по обмену опытом.

Прокурор спросила, имеет ли Белорусский конгресс демократических профсоюзов счет в зарубежном банке. Подолинский ответил, что точно не знает, но «вероятно, нет».

После допроса свидетелей суд перешел к объявлению письменных материалов дела. Всего в нем 11 томов. Среди прочего, прокурор Литвинюк зачитала протоколы об оперативно-розыскной деятельности, из которых следует, что силовики активно прослушивали руководителей и членов РЭП.

Геннадий Федынич просит озвучить материалы оперативно - розыскной деятельности.

С санкции прокурора Минска УДФР КГК по Минской обоасти совершала прослушивание телефонов Геннадия Федынича и Игоря Комлика. Все разговоры записывались.

Оперативно - розыскная деятельность велась с июля 2017 года.

Прокурор зачитывает номера файлов по прослушке и смс-сообщениях. Зачитывают отдельные смс-ки, однако их смысл непонятен.

Прокурор озвучивает некоторые телефонные разговоры Игоря Комлика. Также трудно разобрать, о чем и с кем ведется разговор. Эти разговоры практически не касаются предъявленного обвинения и непонятно, почему они, по мнению следствия, могут представлять оперативный интерес.

Тем временем в суде активизировались техники и компьютерщики - будут готовить технику, чтобы слушать и смотреть материалы дела.

В суде объявлен перерыв до 14 часов.

Во время перерыва журналисты брали интервью у правозащитников, и тут сразу подошли омоновцы: «Что делаете, зачем снимаете?» Андрей Бондаренко сказал, что для частного архива. Подождали тактически, когда завершится интервью и ушли.

Заседание продолжается. Поддержать лидеров профсоюза РЭП приехал коллега - представитель профсоюза из Кыргызстана.

Федынич заявил ходатайство: «Обращаюсь к прокурору! Читайте только то, что относится к делу! Ведь получается некое затягивание процесса».

Защитник и Комлик поддержали ходатайство. Прокурор возражает, что читает только все относится к делу. Судья Федорова поддержала ходатайство. Сказала прокурору, чтобы он не зачитывал все номера писем и только то, что непосредственно относится к делу.

Прокурор зачитывает все телефонные разговоры Комлика и Пичужкиной, вплоть до разговоров о стоматологе. Иногда звучит информация и о семинаре в Беларуси.

Обвинитель установил на основании этих разговоров, что Комлик и Федынич якобы могут обладать важной информацией по делу.

Следователи УДФР установили, что почтовый ящик profrep@gmail.com использовался для совершения противоправной деятельности. Часть писем переведена на русский язык.

На почтовом ящике был файл от литовского банка SEВ. Защитник спросила, какими периодами датируются найденые файлы. На ящике 2 файла от 27 марта 2017 г. 1 файл от 06.06.2017.

Нашли в почтовом ящике переписку Пичужкиной с профсоюзами Датского королевства и Швеции по реализуемых совместных проектах, а также по их финансированию.

Прокурор зачитывает англоязычные письма из ящика. Есть письмо от 3 по 5 января 2007 года, где написано, что представитель профсоюза ZF собирается приехать в Беларусь, ведется речь о бронировании номера в отеле для представителя. Некоторые данные из ящика закодированные. Некоторые в дальнейшем были декодированы.

Заметно, что прокурор не может читать по-английски. Он зачитывает письмо от профсоюза IndustriALL, где рассказывается о стратегическом планировании.

Напісаць каментар 10

Таксама сачыце за акаўнтамі Charter97.org у сацыяльных сетках