24 ноября 2024, воскресенье, 22:45
Поддержите
сайт
Сим сим,
Хартия 97!
Рубрики
Комментарии 32
+5 +
Влодэк, 15:37, 15.07

Адраджаецца сапраўдная,спрадвечная Літва, адраджаецца. Гэта відавочна.
Літвіны - хутка прыйдзе наш дзень.

Гэй Літвіны - Бог нам радзіць (вайсковы покліч жаўнераў войска Радзівілаў)

Ответить
-1 +
kasiner, 16:30, 15.07

когда в Штатах сложится испано-афро-индо амеро этнос, а в ЕС -- евро-афро-арабо, тут и белорусы наконец-то осознают себя нацией. ага.. в 19-м веке эти проблемы надо было решать... нация статистов... царь угнетал, большевики угнетали, теперь Лукашенко кошмарит.....

Ответить
+2 +
medwed, 16:40, 15.07

Ёсць запісы ірландскага законніка 1217 года, які трапіў на тэрыторыю Літвы і пісаў, што яго калега пайшоў на беларускую зямлю, Альбарусію. Гэты ж манах прысутнічаў на каранацыі Міндоўга

Поясните, кто знает, что за Альбарусия? И на какую беларускую землю ушел коллега, если Беларусь появилась только в 19 веке?

Ответить
0 +
Влодэк, 17:10, 15.07

Медведу : Алесь Белы "Хроникi Белай Русі, нарысы адной геаграфічнай назвы"

Ответить
0 +
Елена, 17:55, 15.07

Многим и многим, живущим в современной Беларуси, хотелось бы знать историю с самого начала, пусть даже и в нескольких вариантах (имеется ввиду мнения различных историков и ученых). Главное в том, что про это нужно постоянно и во всех средствах массовой информации рассказывать, писать, показывать. Чтобы люди осознавали, что не с луны свалились. Это и есть часть патриотического воспитания.

Ответить
+3 +
Paulyk, 18:04, 15.07

”... адзін з найаўтарытэтных літоўскіх гісторыкаў Альфрэдас Бамблаускас так і заявіл: ВКЛ - наша агульная спадчына, і вы, беларусы, бярыце сабе ад яе колькі жадаеце”.

Я бы адказаў гэтаму гісторыку, што спачатку аддайце Вільню, спрадвечна славянскую зямлю, што нам належыла шчэ раней, чым Вільня сталася сталіцай ВКЛ, ну а там няхай ужо і самі жмудзіны бяруць сабе ад ВКЛ колькі жадаюць.

Ответить
0 +
нешта..., 18:28, 15.07

хватит делить нас на разные "народы" в угоду политикам и их "ученым"-прихлебателям [из корыта]... мы один народ, а столицу - из Минска в Новогрудок! =))) ...как-никак, первая столица Литвы, да и постарше Вильни будет =)))

Ответить
+2 +
as, 18:36, 15.07

Paulyk, 18:04, 15.07

Я бы адказаў гэтаму гісторыку, што спачатку аддайце Вільню, спрадвечна славянскую зямлю...

===давайте всеже еще раз разберемся:
Жители ВКЛ и соответственно теперешние беларусы - помесь славянской и балтской народностей. Балты все время проживали на территории Беларуси, славяне пришли позднее.
Балты - светлые волосы, светлая кожа, голубые глаза.
Славяне - темные волосы, светлая (реже- смуглая) кожа, голубые или карие глаза .
Кого у нас больше - славян или балтов - судите сами, но не говорите ерунды, что Вильня - славянский город. Даже Полоцк, исторический центр славян нельзя называть чисто славянским, он тоже принадлежит обоим народностям...

Ответить
+6 +
60, 19:36, 15.07

считаю возвращение нашей нацианальной символики дело времени,
а "вернуть" беласток и вильню мы сможем ,вступив в евросоюз, и убрав границы с действительно братскими народами,литвой польшей и украиной

Ответить
-2 +
Paulyk, 20:17, 15.07

2as, 18:36, 15.07

Заметьте, что не я называл Вильню - славянским городом, а вы. Она была основана на земле славян, которую еще в XI веке(за долго до основания Вильни) населяло племя крывичей. Ну а кто куда раньше пришел - это большой вопрос. Почему то при раскопках на территории Беларуси находят черепки, орудия труда характерные именно славянам, но никак не литвинам(западным-балтам). Хотя не подумайте, я тоже сторонник того, что беларуская нация сформировалась на границе балт-русинских племен. Именно поэтому мы сейчас не литовцы и не русские, а беларусы.

Наогул, раю пачытаць, што апавядаюць падручніки нашых суседзяў. Брыдка становіцца, ад той знявагі:
http://www.lingvo.minsk.by/~bha/08/padr.htm
Калі спасылка ня пройдзе мадэрацыю, дык набярыце ў любым пошуку:
Беларусь і беларусы ў літоўскіх школьных падручніках па гісторыі (1993—2000)

Ответить
-1 +
Alies', 20:36, 15.07

Prablema u tym, shto belarusam abyjakava jak ab ih dumajuc' u svece. Dlia ih "svet" zvuzhany da kanalaw rasejskaha TV. Litowcy zh zawsiody klapacilisja ab svaim imidzhy u svece. Tamu zaraz kancepcyja VKL na Zahadze iosc' litowskaj, pa bol'shasci.

Ответить
0 +
as, 20:52, 15.07

Paulyk, 20:17, 15.07

===дзякуй за ссылку,
са сваей стараны раю пачытаць Крауцэвича "Стварэнне Вяликага
Княства Литоускага". Усе спрэчки адпадуць наконт таго, чые Виленския земли. Крывицкия, радимицкия ды иншыя славянкия знаходки на Беларуси датуюцца ящэ 7-8 ст. н.э. Але знаходки балцкага панавання знач старэй - 7-6 ст. да н.э.
Нашы гисторыки не маюць адзинай думки наконт мяжы балцка-славянских кантактау. Але усе - Лаумяньски, Тышкевич, Сафарэвич, Ахманьски - усе зыходзяцца з тым, што Вильня аж да 14 ст. н.э знаходзилася менавита пад балтами. Дзякуй...

Ответить
+2 +
John, 20:53, 15.07

Не отрицаю, ВКЛ - наследие трех народов: нынешних Беларуси, Украины и Литвы. В самом полном названии об этом обозначено - Великое Княжество Литовское , Руское и Жамойтское. Что кому принадлежит, догадайтесь сами. Могу только взять на себя смелость, я не историк, сказавши, что "Руское" - это наследница Киевской Руси.
Ну, а вот насчет центровой роли буду спорить, тем более что в сокращенном виде ВКЛ уже все обозначено. Приведу лишь небольшие факты:
- Освободительная борьба Богдана Хмельницкого за отделение Украины от Речи Посполитой*.
- Ни одного документа ВКЛ на литовском языке?! Православный византийский крест на щите герба "Погоня", - какое это имеет отношение к тем жамойтским землям?
* Речь Посполитая - это уже процесс пошел дальше, это уже объединение ВКЛ и Королевства Польского с целью противостояния набирающему силу Московскому княжеству. Скажу только, что Великое Княжество Литовское имеет отношение к Российской империи только в том плане, что на ее "обломках" в том числе и была та империя образована в результате захватнических войн Московского Княжества.

Ответить
+1 +
k-v, 21:47, 15.07

as, 18:36, 15.07

Paulyk, 18:04, 15.07

Я бы адказаў гэтаму гісторыку, што спачатку аддайце Вільню, спрадвечна славянскую зямлю...

===давайте всеже еще раз разберемся:
Жители ВКЛ и соответственно теперешние беларусы - помесь славянской и балтской народностей. Балты все время проживали на территории Беларуси, славяне пришли позднее.
Балты - светлые волосы, светлая кожа, голубые глаза.
Славяне - темные волосы, светлая (реже- смуглая) кожа, голубые или карие глаза .
Кого у нас больше - славян или балтов - судите сами, но не говорите ерунды, что Вильня - славянский город. Даже Полоцк, исторический центр славян нельзя называть чисто славянским, он тоже принадлежит обоим народностям...-----------------------------------------------------Уважаемый as, не зная истории страны наших предков, не надо своим коментом оскорблять их святую памать. Если бы наши предки - создатели величайшего правогово, гуманитарного и высоко культурного государства ВКЛ узнали, что созданные ими города, как Вильно и Смоленск нам уже не принадлежат, скорее всего они бы их вообще никогда не строили! Не могу одними словами выразить всю скорбь и печальность о сложившейся ситуации на сегоднишний день в стране, которую наши предки десять веков создавали и обустраивали, а какие-то москальские уроды с 300летней историей превратили нашу страну в партизанский отстойник всего континента! Дело в том, что все беды, которые приходилось преодаливать нашему народу в прошлом приходили только с востока. Бородатым москалям очень не нравилось, что ВКЛ в 17 веке была самая цивилизованная и красивая страна в мире. На этом фоне москальское царство с нашим ВКЛ смотрелось, как Северная Корея и США в наши дни. Поэтому все москальские цари, а потом и кровавые советские рулевые, целенаправленно уничтожали наших прадедов, дедов, отцов и их семьи, чтобы их народ не имел других представлений о мире, как только о крепастничестве и лагерях. Надеюсь когда-нибудь руководством нашей страны станут достойные люди, потомки создателей когда-то действительно Великого государства, тогда мы все и узнаем сколько потеряли людей, сёл, городов и ресурсов, из-за так называемой "дружбы народов" с восточным соседом. А насчёт славян, которых в последнее время некоторые часто упоминают, их на нашей территории вообще никогда не было.Это всего лишь москальский миф,чтоб оправдаться перед угнетёнными народами Беларуси и Украины. Якобы мы вас не могли убивать миллионами,так как мы один народ-славяне.

Ответить
0 +
ИТП, 23:57, 15.07

Господа, читайте первоисточники и смотрите на древние карты - их на сайте Библиотеки Конгресса США - не перечесть (хотя оцифровано только 10%). Племен "Балтов", как и "Укров" - увы не было.Первых выдумала госпожа Гимбутас, которая эмигрировала от советской власти в Канаду и ей пришла мысль возвеличить значимость собственного народа.Вторые - "прикол" уважаемого Задорнова, который прижился. На картах до 16-го века Руссия Альба простиралась от Ледового моря (Северного Ледовитого океана) протяженностью от Норвегии до Уральских гор на юг до Московии (граница проходила по примерно по современной Волынской области.) От Волынской области до Черного моря территория называлась Руссия Негро. А литы или литвины и жемойты появились только во времена Нерона Кровавого, когда четыре семейства со своими воинами пришли со стороны Балтийского моря,расселяясь дальше по Неману. Столицей князей русских(во времена Великого княжества Литовского) был Новогрудок. Великий Новгород имел собственную обширную территорию. Московия поглотила две Руссии во времена Ивана Грозного и
и впоследствии пошли различные варианты происхождения русского народа, в смысле происхождения слова "Русь". А все предельно просто - руса - это река в смысле текущая вода (отсюда - русалка, русей-ручей и прочие производные), на севере реки белые, на юге- черные. А евреи пришли на территорию Белоруссии только в 15 веке. Им отвели место для жительства изолированно от местного населения на реке Бобре. А в 12 веке полчища монголо-татар сожгли великий город Мелник (сейчас деревни - Мельники, Хотислав, Отчин, Гута (украинская), который еще во 2-м тысячелетии до нашей эры снабжал чистейшим мелом и изделиями из высококачественного стекла всю Европу. После Батыева нашествия построили новый Мелник но уже на Западном Буге (теперь Польша). Так что Мелник - это не от муки (мельница- это млын), а Гута- это стеклодувное производство. А в 14-15 веках набеги турков и вовсе разорили южную территорию Белоруссии. А они здесь также расселялись. А теперь по прошествии времени кто может с уверенностью сказать, что он не "дворняжка"? Нужно сохранять свою традиционную культуру и помнить историю. С уважением ко всем, ИТП

Ответить
+2 +
60, 0:13, 16.07

интересно как литовцы обьясняют ,кто в литовском княжестве был жемойтами??

Ответить
+1 +
Алекс Биг, 0:29, 16.07

Приятно узнать, что есть ученые историки, всерьез изучающие происхождение беларусской нации. Согласен, что без знания истории своего народа невозможно строить политику государства. Однако , самое главное, какие цели ставит перед собой ученый историк, проводя свои исследования. Скажем точнее, от кого и для каких политических сил получил напрямую или апосредовано этот историк заказ на подбор фактов из истории. В данной подборке явно прослеживается заказ на историческое обоснование сближения нынешней Литвы, Украины, Польши и Беларусии, и выпячивание негативного влияния Росии на наши народы. Существует тезис: "История и политика неразрывны". Так вот, господа историки, этот тезис ошибочный, ибо не является абсолютным. История влияет на политику построения государства, лишь в той степени, в которой действующие политики способны извлечь из исторического опыта ПОЛЕЗНЫЕ уроки. В настоящее время наши политики (в большинстве своем историки по образованию) смогли извлечь исключительно разрушительный опыт, как из собственной истории, так и из истории других народов и политических формаций.
Посему, если вы считаете себя настоящими учеными, прошу вас воздержаться от политических выводов и обобщений. Ограничиться лишь наиболее полным и точным описанием исторических фактов и событий. Так как ни научных закономерностей, ни Теорий данная наука не имеет вообще. (Тогда, зачем называть ее наукой, не понимаю).
Для построения политики государства после падения позорного правителя нам понадобятся именно такие историки. Читая эту статью, я уже предвидел , что в коментариях обязательно появится истерический крик "отдай Вильно нам обратно". А что вы с ним будете делать, превратите в помойку, как больштнство наших городов? Нет, господа историки, исходить нужно из настоящей политической, экономической и национальной ситуации, приняв ее за "нулевой уровень". Что наработали, с того и начинать строить будем.
И упаси нас Бог от правителей-историков.

Ответить
+2 +
as, 0:44, 16.07

уважаемый k-v, 21:47, 15.07,

==по поводу мифа - лично сам на раскопках находил предметы, относящиеся именно к славянской цивилизации - 13-14 вв.
Если уж вам и это не аргумент, то откройте атлас - большинство названий деревень, городов имеют славянские корни. А вот реки, озера - балтские. Также археологические находки доказывают то, что долгое время на территории Беларуси жили бок о бок как балты, так и славяне. Буквально в километре друг от друга можно встретить как славянские насыпные курганы, так и каменные балтские захоронения, относящиеся к одному и тому же периоду. Славяне держались рек, балты жили в лесах.
Это говорит о том, что славяне, пришедшие покорять балтские земли вполне мирно уживались как с коренным населением, так и с их культурой, но так как на тот момент славяне были более продвинуты, то и города, в основном, закладывали они.
Что касается москалей, то придумывать мифических славян для оправдания своей экспансии на земли ВКЛ им не было никакого смысла, так как сами они славянами не являются. Коренными жителями московского княжества являлись фины и угры. Затем, после завоевания татарами, москалей смело можно было относить к восточным народностям, никак не к славянам...

Ответить
0 +
Віктар, 1:18, 16.07

А мне больш да спадобы тэорыя што літвіны паходзяць па назве і трохі па крыві ад люцічаў. Мы - заходнія славяне, як палякі і чэхі. Якія мы балты - мова наша абсалютна іншая. Пачытайце аб гэтым ў сеціве.

Ответить
+1 +
Галіна Арцёменка, 1:23, 16.07

Беларусы ні балты, ні славяне. Беларусы антычныя германцы (абарыгены Еўропы) і інда-арыі. Аб балтах і славянах ніякіх доказаў ні па якім крыніцам няма. Гэта толькі брэнд. Па антычным германцам і інда-арыям доказаў вельмі шмат. Летувісы - гэта інда-арыі і угра-фіны, пры тым, што угра-фінаў больш. Інда-арыі на тэрыторыю Летувы прыйшлі з больш паўднёвай Беларусі, а угра-фіны - з Прыуралля. Антычных германцаў не выяўлена. Кельты, а гэта крыжакі, ў невялікай колькасці ёсць. Апошні леднік адступіў 10 тысячаў год назад і 27 тысяч год на тэрыторыі Летувы нікога не было. На поўдні сучаснай Беларусі была тундра і пры раскопках знаходзяць косці паўночнага аленя, пясца. Людзі рухаліся за ледніком. Хто мог рухацца першым на поўнач? Натуральна што продкі сучасных беларусаў, тым больш ў іх ужо была моцная зброя па тых часах - баявая каменная сякера. Месца вынаходства каменнай баявой сякеры в. Бердыж. Чачэрскага раёну, Гомельскай вобласці. На тэрыторыіі Літвы не існуе такіх культур, як мусць'ерская, гравецкая, свідзерская, верхне-днепроўская. А на тэрыторыі Беларусі яны ёсць. Мусць'ерская і гравецкая культуры былі да ледніка, а свідзерская і верхне-днепроўская после ледніка. Гравецкая культура - гэта ёсць культура абарыгенаў Еўропы. ужо зарадзілася язычніцкая рэлігія, была багіня Макоша - Маці-земля. Каменныя бабы знаходзяць па ўсёй Еўропе, а вось ці знаходзяць яе ў Летуве? На тэрыторыі Беларусі знойдзена 100 паселішчаў палеаліта і 700 мезаліта. А вось колькі такіх паселішчаў знойдзена ў Летуве? На тэрыторыі Беларусі знойдзены майстэрні, камнеломні, якія налічваюць тысячагоддзі. Адзін этнас, адзін народ жыў на вельмі вялікай тэрыторыі Еўропы, але прышлі чужынцы і сталі знішчаць еўрапейцаў. ВКЛ было апошнім вольным краем для абарыгенаў Еўропы і інда-арыяў. На тэрыторыю ВКЛ людзі ехалі з усіх куткоў быўшых земляў варвараў, так яшчэ называлі нашых продкаў. Сам Крыў перабраўся ў гэтыя края. Ехалі ругі з выспы Рюген і сюда ж перавелі божых белых арыйскіх коней з Арконы (Ар - конь), ехалі прусы (цэлыя вёскі на Палессі), ехалі мазавяне, судавяне, мазуры (г. Мозыр), куршы (Кунцэвічы адтуль), вікінгі (таксама цэлыя вёскі ёсць), брутцы (род Керн і інш), з Нямеччыны (вялікая колькасць родаў). Для абароны Айчыны прыбылі ў Беларусь Радзім і Вятка, Рагвалод і Тур, Радзівіл і інш. Шматлікія навукоўцы сёння Беларусь называюць венедцкім катлом, не славянскім, не балцкім, а венедцкім. Тыя летувісы, якія маюць арыйскую гаплагрупу ДНК, безумоўна выхадцы з беларускіх зямель, тыя што угра-фінскую адносяцца зусім да іншай культуры.

Ответить
+1 +
№Х, 3:34, 16.07

Слава богу, появилась очень толковая статья (спасибо хартии). Без знания своих исторических корней народ уже не народ, а бомжы безродные, что кстати в течении последних 214 лет нам и нашим предкам внушали российские, советские,и постсоветские "историки", последние 15 лет не исключение.
"История это проститутка на службе власти"
Да мы не вернём стране имя Литва потому, что этот "логин" уже занят, так же и Украина не вернёт себе имя Русь по причине приватизации этого имени, и истории государством Московским, но название национальности ЛИТВИНЫ (в место беларусы) мы в состоянии вернуть. Осенью состоиться перепись населения. Пункт №5 программы
формирования итоговых данных переписи населения Республики Беларусь 2009 года, "Национальный состав населения, гражданство". Так, что какую национальность мы назовём ту и запишут.Я назову литвин, и если есть желание узнать сколько граждан республики ассоциируют себя литвинами предлагаю поступить так же. Правда, необходимо, чтобы СМИ чаще расказывали беларусам об их иторическом прошлом, величии и падении ВКЛ, Речи Посполитой, об окупационном "братстве" и царским, после советским вытравливании литвинского самосознания.
И по поводу Литвы. Современная Литва это жмудь и часть исторической Литвы (Вильно, Ковно ...). Жмудь не являясь славянской добилась автономии в составе ВКЛ, но даже признаные "балтийские" князья использовали её как разменную монету дарили, отдавали. Так со своей родиной не поступают! Но правы авторы статьи это прошлое, а надо смотреть в будущее, в европейское будущее.

Ответить
0 +
№Х, 5:03, 16.07

Слава богу, появилась очень толковая статья (спасибо хартии). Без знания своих исторических корней народ уже не народ, а бомжы безродные, что кстати в течении последних 214 лет нам и нашим предкам внушали российские, советские, и постсоветские "историки", последние 15 лет не исключение.
"История это проститутка на службе власти"
Да мы не вернём стране имя Литва потому, что этот "логин" уже занят, так же и Украина не вернёт себе имя Русь по причине приватизации этого имени, и истории государством Московским, но название национальности ЛИТВИНЫ (в место беларусы) мы в состоянии вернуть. Осенью состоится перепись населения. Пункт №5 программы
формирования итоговых данных переписи населения Республики Беларусь 2009 года, "Национальный состав населения, гражданство". Так, что какую национальность мы назовём ту и запишут. Я назову литвин, и если есть желание узнать сколько граждан республики ассоциируют себя литвинами предлагаю поступить так же. Правда, необходимо, чтобы СМИ чаще рассказывали беларусам об их историческом прошлом, величии и падении ВКЛ, Речи Посполитой, об оккупационном "братстве", царским, после советским вытравливании литвинского самосознания.
И по поводу Литвы. Современная Литва- это Жмудь и часть исторической Литвы (Вильно, Ковно ...). Жмудь не являясь славянской, добилась автономии в составе ВКЛ, но даже признанные "балтийские" князья использовали её как разменную монету: дарили, сдавали. Так со своей родиной не поступают! Но правы авторы статьи это прошлое, а надо смотреть в будущее, в европейское будущее. Союзное государство с Россией, это повторное наступание на исторические грабли.

Ответить
+1 +
Влодэк, 10:09, 16.07

Почему не вернем. Страны Литва не существует. Есть - Лиетува.
Самое время вернуть название. Есть литвины, так почему не может быть Литвы? Историки "Беларуси", не смогут это обосновать, т.к. из "совка", какие бы "продвинутые" они не были, выше головы не прыгнешь. А вот новое поколение, не нагруженное идеологией братьев - славян, вполне может....
Тем более , мы наблюдаем структурный развал нашего главного врага - Московской Орды, придет время когда территория так называемой "Империи" скукожится до размеров, с которого она начиналась, - Московского улуса Джучи.
Кто нам помешает вернуть Брянск и Смоленск?
Придет время, вот увидите.... еще лет 20-30, ... а может и раньше.Стремительный развал СССР тоже никто не мог предположить.

Ответить
+2 +
as, 10:24, 16.07

Галіна Арцёменка, 1:23, 16.07

==не знаю, где вы черпаете свои знания, но в них много спорного:
во- первых, если человек принадлежит к индо-арийской рассе, это не означает, что он не балт.
во-вторых, летувисы никаким боком не могут относится к уграм, а вот с финами, безусловно контакты были. Угры - народность, центром обитания которых была река Угра - недалеко от Вязьмы. Антропометрические характеристики - темные волосы, круглый череп, карие глаза, уголки глаз - скошены вниз. Типичный угр - Д. Медведев.
В-третьих, то, что народы после ледника двигались не от балтики на юг, а с юга на балтику не означает, что они не балты. Просто так сложилось исторически, что людей, живших на побережье Балтийского моря назвали балтами и не важно откуда они пришли. Кстати у названия Литва - древние латинские корни. Литус - берег моря, если я не ошибаюсь. Соответсвенно литвины - жители морского побережья. В наших краях море одно....

Ответить
+1 +
Истота, 11:14, 16.07

И снова статья в "памяркощным" белорусссссском стиле: "ну-да, украли, так отдайте хоть кусочек исторической спадчины и памяти, пожалуйста..."
Опять пропаганда национальной ущербности.

Последние 300 лет наш народ, когда надо драться, всегда пытается договориться и всегда остаётся ни с чем, становится только хуже!!!!!! Так и в исторрической науке.
Не надо договориваться, оглянитесь, проблема не в том, что о нас думают другие, а в том, что мы сами в мыслях своих ущербны и лелеем комплекс собственной национальной неполноценности. Надо отбросить чужие мифы о нас и начинать с себя, называть себя литвином, а не белоруссом, называть детей Витаутами, а не сярожами и т.д. Всё глобальное начинается с малого: богатство страны начинается с богатства каждого её жителя, образованность страны строится с образованности каждого гражданина, а гордый народ состоит из гордости каждого её жителя.

Ответить
0 +
Галіна Арцёменка, 14:32, 16.07

На каментар: Галіна Арцёменка, 1:23, 16.07

==не знаю, где вы черпаете свои знания, но в них много спорного:
во- первых, если человек принадлежит к индо-арийской рассе, это не означает, что он не балт.

Даўно ужо даследую гэтую тэму. Для таго каб правільна разумець сваю гісторыю патрэбна ведаць з чаго складаецца генафонд нацыі, этнагенез народа, культуру, адкуль мова народа.
Аб генафондзе беларускага, летувіскага, украінскага, рускага кажуць апошнія генетычныя даследванні, арганізаваныя Каліфарнійскім Універсітэтам ЗША. генафонд Летувісцкага народа наступны - гаплагрупа R1а ДНК складае 34% (гэта ёсць інда-арыйская) і гаплагрупа N ДНК - 43% (яна ж угра-фінская). Акрамя гэтага патрэбна глядзець археалагічныя культуры як ў Беларусі, так і ў Летуве. На Пн.-Ус. Летувы сустракаюцца угра-фінскія культуры, ў той час як на тэрыторыі Беларусі - зусім іншыя. Наогул, людзей жыўшых на беразе Балтыйскага мора (яно ж Варажскае) называлі па-рознаму, але Тацыт, Гарадот, Пліній лічылі германцамі, ні ў якім разе не немцамі. Гісторыкі, на карысць захопніцкай палітыкі, вельмі шмат чаго навыдумвалі.

Ответить
+1 +
Ваван, 15:50, 16.07

А пофиг мне все эти разборки историков, я нутром чую, што Литва -- это мы

Ответить
+1 +
as, 16:15, 16.07

Галіна Арцёменка, 14:32, 16.07

==вы меня извините, если что не так, я не научный работник...
Но если я не ошибаюсь - индо-арийская, это понятие более широкое чем нация, народность, это ближе к понятию расса. В индо-арийскую рассу могут быть зачислены и немцы и поляки и балты. Угро-фины - это вполне конкретные народы - фины и угры.
Опятьже, не судите строго, пользуюсь доступными источниками информации...

Ответить
0 +
Галіна Арцёменка, 17:24, 16.07

Каметар:Галіна Арцёменка, 14:32, 16.07. Вы правільна кажаце, што інда-арыі, гэта раса. Так называлі сябе самі інда-арыі, гэта значыць ў сэнсе Божая раса, паклоннікі Бога Ра (сонца). аб гэтым ёсць некалькі рунічных надпісаў. Яшчэ яны называлі сябе Белая раса, адкуль вельмі шмат назоваў паселішч з ужываннем склада бе: Беліца - белы целы, Беліц ў Нямеччыне ці са складам Ар: Аркона ці імёны Ар-тур (арыйскі тур (і Бог, і звер), Ар-нольд, Ар-хіп і г.д. Вельмі шмат слоў: карабель - Ка і Ра белых (зло і дабро белых), Берагіня (Ра (Бог) не дасць гінуць белым (аберог) і т.д. Белы конь на "Пагоне" - гэта святы арыйскі конь, на якім едзе сам Бог Ярыла. Усіх агулам немагчыма прычысліць да гэтай расы, бо сярод немцаў большасць кельты, але гэта індывідуальна патрэбна вызначаць. Сярод беларусаў кожны другі і кожны чацвёрты антычны германец ці вікінг. Сёння нельга казаць арыйская раса з-за Гітлера, прылепяць ярлык фашыста. Вось так нашу гісторыю і топчуць неведама хто.

Ответить
0 +
as, 18:08, 16.07

Галіна Арцёменка, 17:24, 16.07

==пра гэта трэба больш инфармацыи, ваш каментар мае сэнс. Рагнеда, Рагвалод, радзима, ратаваць, араць, арол...усе так, слоу з гэтыми частками у нашай мове шмат. Нажаль пра гэта мала дзе што сустрэцишь...
Дзякуй.

Ответить
0 +
ИТП, 22:54, 16.07

г-же Арцеменка...
слово раса пишется с одним "с", а слово финн - с двумя "н". Некрасиво. По поводу толкования слов обратитесь лучше к гениальному Янке Купале и Дунину-Марцинкевичу.
Именно Янке Купале удалось сохранить красоту старинного языка, на котором писались грамоты того же Великого Княжества Литовского. Именно на этом языке говорили древние жители Новгорода Великого (даже сейчас в некоторых деревнях сохраняется диалект). Только в беларускай мове времен Янки Купалы остались в большинстве(по сравнению с другими так называемыми славянскими народностями) старинные слова, относящиеся к праязыку всех северных рас. Моя благодарность г-же Струкавай С.М.,которая составила Словник архаизмов и историзмов. Советую прочесть. Благодаря пуще и пинским болотам только в Белоруссии женщины сохранили для нас старинные обрядовые песни и особое пение. Заметьте, только в Белоруссии несмотря на всеобщую христионизацию, а потом отмену советской властью всех старинных и церковных праздников, сохранилась ежегодная традиция отмечать языческого Купалу, причем в дохристианском варианте. Прочтите "Беларуска-литовский летапис", найденный в Томске - такой красоты и богатства языка вы не найдете ни в одной из старославянских летописей. Даже знаменитое "Слово о полку Игореве" не имеет такого богатства и разнообразия слов и выражений. Нельзя кидаться в крайности: мы литвины, мы ятвяги, мы кривичи (что, кстати более подходит - имя Ядвига и фамилия Кривченя до сих пор нередки), мы руссины... Неужели не достала политика великодержавного шовинизма?! Нужно успокоиться и показать всему миру, какая у Белоруссии шикарная, красивущая древнейшая история. Какие есть еще археологические памятники, которые можно пока еще возродить. Какой музыкальный старинный язык. Отдать должное Янке Купале, Франциску Скарине, Дунину-Марцинкевичу, Якубу Коласу и другим сподвижникам, сохранившим для человечества уникальный язык, который сам по себе рассказывает историю - в значении слов, фамилиях, гидронимике и топонимике. Я считаю, что это уникальное достояние человечества, которое не стоит разменивать на споры ,"кто был первей " - беларус, балт, укр, литвин или жемойт. Это извините, безграмотная болтовня. Такая же, как байки о том, откуда пришли индо-арии, и какая раса самая чистокровная. Господа, читайте, развивайте мозги, тогда не нападет деменция и у вас не будет повода ссориться с друзьями и соседями. Кстати, забыла сказать, что если посмотреть в программе "Планета Земля" территорию Брестской области, то вы увидите остатки древних ирригационных сооружений - вырытые каналы и озера совершенно правильной формы (например озера Луковское и Олтушское), которые обеспечивали деятельность по разработке залежей мела в древнем городе Мелник. Поскольку жители соседней Украины беспокоятся о возможном вреде водоемам на их территории вследствие разработки мела в Хотиславском месторождении, может стоит подумать над восстановлением гидросистемы древности?
Спасибо всем, кто прочитает. С уважением, ИТП.

Ответить
0 +
Галіна Арцёменка, 1:32, 17.07

Выбачайце, сп. ИТП, але гэта не я пісала, а мне пісалі. Я пішу на беларускай мове. Я сама з беларускага Палесся і вырасла на гэтай культуры. Я помню сваё дзяцінства і помню гэтыя святы. Тады я не разумела, што яны язычніцкія па сутнасці. Але яны мне вельмі падабаліся. Я помню, як зберуцца жанчыны (а гэта мікалаеўскія (нарадзіліся яшчэ пры цару Мікалаю), ды зайграюць ў ёмкі, вілы, косы, бутылкі, то рот разінеш ад такога дзіва. А колькі гасцей наедзе на Каляды, Тройцу, па 2-3 тыдні гулялі, а колькі дзецям падарункаў навязуць? А як зайграюць простыя вяскоўцы на скрыпках ды мандалінах? Не дзіва, што палова вёскі носіць прозвішча Скрыпка. Гэта сёння не святы, а п'янкі (так мой дзядуля яшчэ казаў).На Палессі захаваліся не толькі святы, але яшчэ і вельмі цікавы дыялект беларускай мовы. Я лічу, што беларуская мова вельмі добра чытаецца па складам і лагічна ўсё аб'ясняецца. Напрыклад, узяць склад ха. калі прааналізаваць, то ён стаіць ў словах, якія звязаны з покрывам. Напрыклад, хата (покрыва та), халат (покрыва рухомае та), дах (да хаты), даха (да покрыва дапаўненне), нямецае хауз - дом (покрыва у маразы (зы мы гаворым калі холадна), нямецкае слова хаут - скура (покрыва у цела (канчатак згублены - т можа быць ты ці це (цела). Спачатку людзі гаварылі на адной мове (пратамове). Аб гэтым нават ў Бібліі гаворыцца. Потым людзі перасталі разумець адзін аднаго. Навукоўцы кажуць, што людзі размаўлялі па складах. Разышліся людзі па зямлі і скдады сталі ставіцца па-рознаму. Пасля кожнай зычнай стаяла галосная. Людзі размаўлялі павольна і больш певуча. Беларуская мова - гэта мова, дзе менш слоў са збеглымі зычнымі, таму яна больш певучая і больш дасканалая. Я збіраю матэрыял па мовах, таму што я хачу абараніць беларускую мову. Рыхтуюся да гэтага моманту. Цяпер адносна сяброўства з суседзямі. Выбачайце, але беларусы ні ў кога не скралі гісторыі, ні культуры, ні мовы, ні тэрыторый. Мы не кажам гэта нашы "исконно русские" ці нашы усходнія крэсы, не кажам, што гэта земля балтаў. Хопіць спекуляваць на талерантнасці беларусаў. У нас ёсць свая гісторыя, свая культура, свая мова і свая вечна беларуская зямля. Мы ні з кім не сварымся, але і мірыцца не будзем, калі з намі будуць паступаць такім чынам і будуць нас зневажаць. Запомніце, мы дзеяздольная, самадастатковая нацыя, а нейкая забітая калонія. Мы скажам усяму свету, хто мы ёсць на самай справе. а каму гэта не падабаецца - гэта ужо не нашы праблемы.

Ответить
 
Написать комментарий
E-mail не будет опубликован