23 декабря 2024, понедельник, 19:34
Поддержите
сайт
Сим сим,
Хартия 97!
Рубрики
Комментарии 34
+33 +
Ага, 13:41, 20.08

Гэта не "вырождение", а этнацыд, злачынства супраць беларускага народу.

Ответить
-35 +
крыж, 13:49, 20.08

Таким образом, можно констатировать полное вырождение австрийской нацинальности и государства Австрия. Ждём-с вырождения США и полной утраты государственности (используют английский язык, а не язык коренного населения континента).)))))

Ответить
+30 +
Бенедзікт, 14:19, 20.08

Спадар "эрудыт",
аўстрыйскай мовы ніколі не існавала. Гарантамі незалежнасьці Аўстрыі, пасьля Другой сусьветнай вайны, выступілі вялікія дзяржавы.
І самае істотнае - Нямеччына не ірвецца да аўстрыйцаў з прапановай быць для яе "старшым братам" і нялезе ў яе справы - ні ў вялікія ні ў малыя (у адрозьненьне ад вашай Расеі, якая тыча свой лыч у справы постсавецкіх дзяржаваў).

У адрозьненьне ад аўстрыйскага народа, у беларускага народа - ёсьць свая беларуская мова.
І мова гэта зьнішчаецца, праз гвалтоўную русіфікацыю беларускай нацыі, якую адмыслова праводзіць незаконная прарасейская ўлада - улада беларусафобаў.
Што тычыцца ЗША - гэта імгранцкая поліэтнічная краіна, якая мае іншыя законы разьвіцьця, чым монаэтнічная эўрапейская краіна Беларусь.

Так, што не лезьце са сваемі парадамі ў чужую хату...

Ответить
+33 +
Garik, 14:32, 20.08

государство Австрия возникло в результате слияния нескольких наций живущих на данной территории, подавляющее большинство из которых баварцы, но есть венгры, словаки, чехи и некоторые другие, языки которых официально являются языками нац. меньшинств и активно используются в местах компактного проживания той или другой нации, поэтому говорить об австрийской национальности использующей немецкий язык некорректо по меньшей мере. У каждой нации населяющей Австрию тем не менее есть национальное государство, охраняющее и укрепляющее национальный язык и культуру: Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, и т.д.
В этой связи сравнение с Беларусью просто неуместно если не сказать намеренно преступно. Беларуси на протяжении около двух столетий пытаются навязать язык и культуру соседнего государства, соседней русской нации. У беларусов нет ни другой этнической земли ни другого беларусского государства, которое бы способствовало развитию беларусской нации и поэтому утрата национальной аутентичности приведёт к исчезновению нации и утрате государства.
Аналогично нельзя сравнивать и с США, территория которой в основном образована выходцами из Англии и посему изначально являлась колонией, получившей позднее независимость. Беларусь - не колония россии!!! Скорее беларусов можно сравнить с коренным населением Америки, которое практически выродилось и лишилось своих империй под нациском коллонистов из более могущественных государств.
Только возрождение и развитие национальной культуры, главной частью которой является безусловно язык, только почитание предков и истории вернёт нашей стране достойное место в европейской семье!

Жыве Беларусь й беларуская Мова!!!

Ответить
+9 +
бульбаш, 16:32, 20.08

...Дети Вы малые...
Какому Богу молитесь....
Язык есть БОГ...
Слабый БЕЛАРУСКИЙ БОГ умирает и только мы можем возродить его силу..Государство охраняет законом свои национальные символы- кусок материй который зовется.... Флагом, придуманный рисунок который называется... Гербом и который мы можем поменять на референдуме..И только... ВЫ.... вдумайтесь язык данный нам БОГОМ по которому в любой части света нас определят как беларусов УНИЧТОЖАЕТСЯ .Бесноватое время чужой бог пришел на нашу землю...
Давайте говорить на нашей мове, спасем нашего Бога, дадим ему силу...
И он возродившись даст нам УМ жить по людски..
Аминь..

Ответить
-1 +
леонид4624, 13:53, 20.08

с высказанным мнением полностью согласен--но почему нет предложений по выходу из тупиковой ситуации--тех граждан или деятелей которые занимаются данной проблемой--не надо бояться что ваше мнение не совпадает с Лукашенко АГ--просто в письменной форме с конкретными предложениями на анализе прошедших событий и Правительству прямо на сто--а БОГ сам разберется кто прав а кто виноват--

Ответить
+13 +
Дымон, 14:19, 20.08

Выход из тупиковой стуации только один. Надо менять власть. Чем скорее тем лучше. Когда гос язык станет беларуским все ТВ каналы радио все гос учреждения будут говорить по беларуски то народ очень быстро перестроиться и забудет русский.
Когда я учился в вузе после русскоязычной школы ( в конце девяностых ) часть предметов начали читать по беларуски. Месяц два и студенты на занятиях заговорили на беларуском.
Ну и я как ярый националист всегда в начале семестра на лекциях садился на первой парте и когда препод на первом занятии спрашивал - На каком языке читать лекции? я и пару товарищей выкрикивали что на беларуском. И всё.
Весь поток учился на беларуском.
Это, так сказать, мой маленький вклад в пробвижении роднай мовы.

Ответить
+1 +
nikel09, 14:14, 20.08

Пожалуйста, не путайте понятия "народ", "страна" и "государство".

Упрощённо это можно понимать так:

Страна - географическое понятие. Это то место, где находятся народ и государство.

Народ - этнос существующий (как правило) на определённой территории.

Государство - социальное образование, состоящее из чиновников и паразитирующее на народе.

Уничтожение языка никак не отразится на государстве. Как сидело на шее у народа, так и будет сидеть. Границы страны тоже не изменятся. Поэтому чиновникам на язык плевать.

Ответить
+4 +
Бенедзікт, 14:26, 20.08

"Уничтожение языка никак не отразится на государстве."
------------------------------------
Што ж, відаць лёс прусаў і Прусіі вам не вядомы...
З такімі развагамі, як у вас, Беларусь чакае мейсца рэгіёна ў Расейскай імпэрыі, кшталту - Комі, Алтая, Карэліі...

Ответить
-8 +
Персионерка, 14:17, 20.08

История не знает дороги назад. Демографические процессы не всегда напрямую связаны с политикой и, как правило, необратимы. Белорусский язык сохранился и сохраняется как культурная ценность нации, на нем издается прекрасная литература (читали бы только!), газеты, журналы, оаботают театры, белорусский язык - это язык общения огромной части нашей культурной и научной элиты, интеллектуалов. Но массовым , "родным" языком (тем, на котором начинают говорить с детства) он уже не станет никогда. И ничего страшного в этом нет. Государственнная независимость зависит от политической воли народа, его осознания ценности прав человека и свободы, а не от того, на каком языке комментируются Олимпийские игры. Детский сад это. А Владимир Орлов - талантливейший писатель, прекрасный историк - его книги на всех языках хороши. Но это действительно прекрасно, что пи шет он их на белорусском.

Ответить
+14 +
ната, 14:48, 20.08

" Но массовым , "родным" языком (тем, на котором начинают говорить с детства) он уже не станет никогда"

С этим я не согласна. Я как-то говорила с очень старой и мудрой женщиной на тему того, что нам со школы внушали, что на белорусском языке говорят "колхозники". Она мне на это ответила, что белорусский язык сидит в каждом из нас. Этот язык (даже если Ваша мать на нем не говорила) передается с молоком матери. Я в это верю. На белорусском я как собака: все понимаю, а сказать не могу, но надеюсь, что это временно.

Ответить
+14 +
серега, 14:17, 20.08

беда в том,что пренебрежительное отношение к белорусскому языку крепко сидит в мозгу людей для которых Беларусь стала второй Родиной.Они приехали в РБ по разным причинам-кто нашел здесь свою половинку,кто -то по распределению,а кто вышел на военную пенсию.Построили жилье,обзавелись внуками но не сделали малейшей попытки изучить язык коренного народа,привить своим детям любовь к самобытной белорусской культуре,обычаям и истории белорусов.Наоборот всячески освобождали чад от изучения языка в школе(дети военных),негативно воспринимали радио и телепередачи на белорусском языке,считали его(язык)пародией на русский.Они и в 50-70 лет не понимают и не говорят на белорусском.Терпимость белорусов к представителям других национальностей,к их отношению к языку сыграла с нацией злую шутку.Попробывали бы пришлые так гнобить язык на Украине,в Казахстане.А ведь там при советах тоже массово строили новые предприятия,приглашали специалистов.Сегодня,когда коммунисты образца 2012г держат у руля плешивого клоуна из глубинки рассчитывать на изменения в языковой политике государства не нужно.Придя во власть 18 лет назад со страшной шкловской "трасянкой" яйценосный не удосужился выучить не один язык-ни русский,который он якобы считает братским,ни тем паче свой родной...Хотя какой язык ему родной-вопрос...

Ответить
+12 +
ЗЫ, 14:25, 20.08

Я только за белорусский язык. Но все люди прагматичные. Скажите, зачем в школе изучать белорусский, если обучение в ССУЗах и ВУЗах ведется на русском ? Чтобы дети страдали от незнания терминологии, наппример, математической? На референдуме 199... года проголосовали за государственные языки и подписали смертный приговор Закону о белорусском языке, который был очень разумным в сложившейся геополитической обстановке.

Ответить
+3 +
novabelitsa, 14:33, 20.08

Крыж всё смешал в одну кучу. Какое отношение имеет теперешнее население США к коренному ? Уничтожить нацию не так просто, поскольку родовое чувство является самым сильным. Целые организации и институтытработают на это, а вернуть можно все очень быстро. Эти запреты на насильственную беларусизацию свидетельствуют, что Мова не умерла, она проявляет себя, где тольвозможно и это их пугает. Милиарды долларов вкладываются в эту пятую колону, что бы она продолжала здесь свою работу, а результат будет нулевым, поскольку идут против натурального, природного развития. Многие здесь, как и я, жили своей жизнью, но однажды случайно услышал: "Прывитанне, заходзь, кали ласка". Или, что то подобное. И все, как будто в мозгу активировался код, который до си пор спал. Вот так, все очень просто. Жыве Беларусь.

Ответить
-8 +
оптимист, 14:34, 20.08

выход, как тренд, вижу такой - престиж белорусского сохранит локальная элита, при этом знание белорусского будет признаком принадлежности входом кв "клуб" топовэлиты как в культуре так и в политике и бизнесе. Государству РБ будут нужны ценности, которые будут дистанцировать его от соседних гос образований. Московский тренд на продвижение ислама не прибавит популярности русскому языку ни в РБ, ни в РФ. Белорусы в ценностях ориентирах будут стремиться к EU и западному вектору, посему возрастет интерес к английскому и немецкому языкам. Уже сейчас будущая элита (в том числе дети сегодняшних чиновников) учится не в РБ. Поэтому не все так плохо, при условии сохранения независимости.

Ответить
-2 +
novabelitsa, 14:58, 20.08

Поддерживаю. Знаю некоторых молодых которые учатся за рубежом и их родителей, все любят свою Бацькавшчыну и с уважением относятся ко всему белорускому, хотя и не говорят на Мове. Так что надежда действительно есть. Главное сохранить независимость, в любом виде.

Ответить
+6 +
Было бы желание, 15:47, 20.08

Неважно какую идеологию навязывают теперь народу, в деревнях как говорили по белорусски , так и говорят. И молодежь считает за тренд говорить по белорусски. Я хоть и немолодой уже, порылся у себя в библиотеке - отыскал словари литовского и польского. Почитать интересно, да и вспомнить не помешает. Уверяю вас, и говорить и понимать будете уже через месяц занятий. В нете есть аудио файлы- освоить сейчас язык не проблема. А политика государства может поменятся в отношении беларускай мовы . Надеюсь на это.

Ответить
+9 +
Павел, 15:54, 20.08

" Но массовым , "родным" языком (тем, на котором начинают говорить с детства) он уже не станет никогда"
Я тоже не согласен, надо просто воспитывать своих детей, прививать им любовь к языку с детства. Я считаю, что каждая нация должна знать свой родной язык, и стараться разговаривать на нём. Как приятно заити в магазин, у нас в Солигорске, где одна из продавщиц разговаривает только на белоруском. Одно Калi ласка чего стоит.

Ответить
+8 +
skait, 16:03, 20.08

Согласен, только что вернуля из Гродно, где гостил у сестры. Шурин поляк по национальности, но родился и вырос в Гродно. Так его дети знют польский язык лучше белорусского, так в чем проблема, може в самих нас?

Ответить
-4 +
ТТ, 16:25, 20.08

А кто мешает учить белорусский язык и на нем разговаривать, никто. Хочешь - говори по русски хочешь - нет. Если делать принудительно - то это национализм.

Ответить
+8 +
дом-хата, 16:52, 20.08

ТТ, 16:25, 20.08
А кто мешает учить белорусский язык и на нем разговаривать, никто. Хочешь - говори по русски хочешь - нет.
Если делать принудительно - то это национализм.
- - - - - - - -

Говорить - это одно, а иметь своё языковое окружение и возможность беспрепятственно думать на своем языке - это совершенно иное.

Мешают жить и чувствовать себя полноценными гражданами всем - ЧИНОВНИКИ.
Мешают именно они, мешают - и русским, и белорусам, и другим национальностям.

Требуется в документооборот государства законодательно вводить двуязычие (РЯДОМ два текста: на русском и на белорусском).
Если требуется заверение гербовой печатью, то она также должна быть исполнена на двух языках.
Суды - также.

Чиновники(слуги народа!) - обязаны знать оба государственных языка (иметь сертификат!) и не допускать грамматических ошибок
в документах.

Это кстати поднимет статус учителей, да и самих чиновников. Оздоровит такой подход также и межнациональные отношения
(националисты поостынут немного), а кроме того будут отторгнуты с госслужбы - тупицы-блатные, и лентяи-холуи.

Всем удачного дня!

Ответить
+7 +
Пенсионерка, 16:43, 20.08

Но массовым, родным ( тем, на котором говорят с детства) он уже не станет никогда.
Это я написала, и теперь эту фразу цитируют мои оппоненты.
Мне всегда нравятся дискуссии на Хартии тем, что здесь никто никого не слышит, а, как говорится, каждый свою козу гонит.
Господи, в каких деревнях говорят по-белорусски (Это для "было было бы желание") Ну что же общего имеет язык, на котором говорят в деревнях, с языком Владимира Орлова, о чем, собственно, было упомянуто в статье, которую мы сейчас комментируем?
А для Наты, если она еще это читает: я использую научные данные о демографии, и на основе этих данных пишу здесь то, что пишу.
А Ната пишет, что вот она со старой женщиной говорила, и та утверждала, что бел.Язык мы получаем с молоком матери (!). даже если она никогда на нем не говорила.
Ната, с молоком матери мы получаем биолементы, необходимые для нашей жизни, и больше ничего. И дальше вы заявляете, что все а по-белорусски понимаете (какое интеллектуальное достижение ввиду похожести русского и белорусского, снимаю перед вами шляпу), но сказать ни чего не можете. А почему не можете? Поучили бы и смогли. Кто так сильно мешал?

Ответить
+6 +
Garik, 17:12, 20.08

Для вас и таких как вы - нет, а для многих и, в том числе, для меня - да!!!
Язык тут же возродиться стоит лишь на государственном уровне оказать ему поддержку как государственному, убрать запрет на применение и расширить сферу использования.

Беларуская мова - мова этой земли и этого народа. Так было, есть и будет всегда и никому усомниться в этом мы не даём права!

Аддраджэньне, Мова, Вольнасьць!!!

Ответить
+8 +
кир, 16:55, 20.08

Мне давялося дванаццацiгадовай дзяучынкай падарожнiчаць па Украiне у 1968 годзе. Там я упершыню зразумела, што мы не такiя як трэба. Маладыя хлопцы i дзяучаты размаулялi на украiнскай мове i нiкога гэта не здзiуляла. У 1977 годзе у Латвii я канчаткова упэунiлася у нашай нацыянальнай абыякавасцi. А на рэферэндуме супраць беларускай мовы выказвалiся гультаi, якiм не хочацца вывучаць родную мову. Усiм сваiм апанентам кажу:"Лепш ведаць дзве мовы, чым адну." Многiя пагаджаюцца, але гультаеу таксама багата. На жаль.

Ответить
+8 +
Белорус, 17:41, 20.08

В Канаде государственные языки - английский и французский.В Швейцарии 4 гоударственных языка -немецкий ,французский ,итальянский , ретороманский.И живут люди без проблем.Что б мы так жили. Значит дело не в языке.Проблему создают политики .А простые люди и матчыну мову ведаюць и на руском языке могут общаться и польский понятен и украинский разумеюць.И эти разговоры о том что какой то язык лучше... к хорошему привести не могут поскольку обижают носителей другого языка ,а они живут в одной стране. Все дети одной страны и белорусы и русские и полки и евреи и татары и ....
Вучыце хлопцы матчыну мову хто вам перашкаджае."Новую зямлю" Я.Коласа чытайце,перачытвайце ,дзяцей сваiх вучыце.I усе будзе добра .
Але i другiя мовы неабходна паважаць.

Ответить
+7 +
Garik, 17:55, 20.08

Никто здесь, заметьте, не говорит о неуважении других языков так что не искажайте тему дискуссии!!!
Речь идёт о том плачевном состоянии, до которого беларусский язык - язык государственный, язык титульной нации, специально довела нынешняя власть!!!
Речь идёт о том, что если беларусы хотят зваться нацией и иметь свою государственность то необходимо возрождать язык, культуру, историю!!!
Речь идёт о том, что получившие власть при луке проимперски настроенные выходцы из россии фактически запретили использование и употребление беларускай мовы!!!

Ответить
-1 +
ФЕДЯ, 17:42, 20.08

ОЛЕГ.ОЧЕНЬ МНОГО ТРЫНДИШЬ.ЗАСУЧИ РУКАВА И ПОКАЖИ ПРИМЕР. А ГОВОРИТЬ ВСЕ МОЖЕМ .

Ответить
+2 +
русский, 18:17, 20.08

Пустобрехи. Разважаеце пра каштоўнасьці роднай мовы на мове не роднай, фактычна акупацыйнай. Размаўляйце па беларуску, гэта і будзе ваш ўзнёсак. Мне цяжка зразумець мазахісцкае імкненне ператварыць Беларусь у Лукароссию.
Аўстрыя - адзінае нямецкае княства, якое аказала супраціўленне Прусіі, аб'яднаўшей астатнія нямецкія землі вакол сабе ў 60-70-я гады 19 стагоддзя . ЗША - былая англйская калонія. А лепей вывучайце гісторыю Беларусі.

Ответить
0 +
zosya, 9:15, 21.08

Только приехала с моря Мне с ребенком достался номер с телевизором Сын после недели просмотра мультиков на украинском языке прекрасно переводил А понял суть так и с первого На Украине много мультиков без перевода на русский т е те что в России не показывают Много обучающих
В школе ребенку из семьи не говорящих на МОВЕ очень тяжело изучать ее изучать
Особенно если не говорят в семье на улице
Пренебрежение к языку -/ КАК по Фрейду/ пренебрежение к предкам и самому себе
Что могло быть проще НАЧАТЬ С ДЕТОК !
Для справки наша семья не белорусская

Ответить
0 +
skait, 6:44, 21.08

Аўстрыя - адзінае нямецкае княства, якое аказала супраціўленне Прусіі, аб'яднаўшей астатнія нямецкія землі вакол сабе ў 60-70-я гады 19 стагоддзя . ЗША - былая англйская калонія. А лепей вывучайце гісторыю Беларусі
Про историю Белоруссии согласен. А вот при чем тут Австрия и США, разве существует американский или Австрийский язык?

Ответить
+1 +
русский, 18:21, 21.08

У гэтым і справа; некаторыя лічаць, што ніякага жаху няма, што беларусы не размаўляют на беларускай мове, аўстрыйцы ж так сама не размаўляют на аўстрыйскай, а амерыканцы на амерыканскай.

Ответить
-1 +
vladak, 13:23, 21.08

Чтобы было комфортно жить всем в беларуси .Нужно в школе изучат беларусский польский русский еврейский и один из европейских языков.Как может цениться верхнее образование без знания языков.Верхнее образование есть верхнее но не Высшее.А то чиновники всех уровней власти и одного не знают.Одным словом хомуты колхозные.

Ответить
0 +
русская, 20:14, 21.08

Мои родители приехали в Минск в 1949 (отец) и в 1951 (мама) из самой что ни на есть России (из Твери и Иваново). Да, они не говорили на белорусском, но меня и мою сестру не освобождали от его изучения, как и многие другие. Серега, не знаешь, не пиши. Я, еще учась в школе смогла, причем с удовольчтвием, прочитать Короткевича на белорусском. Сейчас мне 50 лет, на работе среди более 20 моих коллег я - единственная русская, и я же единственная, кто может своюодно изъясняться на белорусском языке, а мои коллеги - коренные белорусы (почти все рождены в деревне) - не могут. и что самое ужасное не хотят, и когда я их стыжу, в ответ крутят мне у виска. Так что носителями языка скорее, останутся как вы говорите "пришлые" люди.

Ответить
-1 +
реалист, 10:34, 22.08

Все не так просто.На роднай мове народ пачне размауляцяць толькi у тым выпадку,когда будет думать по-беларуски.Думаем на русском,а потом переводим на беларуский.Должно проснуться национальное самосознание,а для этого человек должен гордиться своей историей,своей страной,своей культурой.Эту страну и ее традиции должны уважать мигранты.Условия?
1.стабильная экономика
2.социальная и правовая защищенность
3.мощная продуманная национальная идеологическая машина с пропагандой культуры,традиций, национальной,пусть даже трохi приукрашенной истории+школа.
Самая благоприятная почва-дети, и одного молока ох как недостаточно.Навязывание языка большей части взрослого населения будет вызывать скрытый протест и раздражение-это психология.При планомерной работе-2-3 поколения минимум.
Может и цинично-но метода обкатанная во всем мире.
А европейские языки учить придется-иначе самоизоляция и застой(9.5 млн населения маловато для научного,экономического и технического прогресса в одной,отдельно взятой стране.

Ответить
 
Написать комментарий
E-mail не будет опубликован