Зря старался.
Достаточно посмотреть фильм "Операция Ы и другие приключения Шурика". Там вполне правдиво показана ситуация с перерывом на обед на стройке. Где Шурик давится булкой с бутылкой кефира.
Недели две назад, проезжая по знакомым местам Минска, где обитался 6 лет, пока учился, увидел знакомый силуэт. Закусочная, что напротив технологического. Всем студентам 80-х известная как Пистолет. Из-за сосиски на вилке на вывеске, чем-то напоминавшей то оружие.
Давно уже нет той сосиски. Уж не знаю, чем сейчас там потчуют нынешних студентов. И потчуют ли. Но ностальгия - осталась.
Не все так было плохо. Стекляшки в 70-80 гг Охотничий на Богдановича (возле трамвая тогда Горького), Криница на Сурганова Фрегат на Мирошниченко . Чебуречная на Чкалова. Сейчас за такие деньги в эквиваленте только дым сигаретный понюхаешь. Не нужно все делить только на черное и белое.
По крайней мере детям в школьных столовых, не готовили обеды на рапсовом (техническом ) масле, как с гордостью нам сообщила в этом году об этом директор комбината школьного питания .
Интересно, Коля кушал бы такой обед ?
Ви, коли пишете про дешевезну в есєсєсєрь, візьміть калькулятор та порахуйте. На сьогодні середня заробітна плата в Україні трохи бильше 14 тис. грн. Думаю в Білорусі не менше по курсу. Це приблизно в 100 разів більше, ніж була в совку. Щоб нормально пообідати в той час потрібно було не менше 1 крб., а це 100 грн. на сьогодні. Так от, за ці гроші також можна пообідати навіть в Києві. От така матиматика малята.
Тільки порожні пляшкі тоді коштували дуже дорого! За 10 порожніх пляшок 0.5 л давали 1 крб 20 копійок. Я пам'ятаю домой йшов з праці удовж ж д полотна. І іноді збирав по 5-10 пляшок!
Автор смешал две разные вещи - особенности национальной кухни и особенности политического строя. Бургеры - это не наше, и их не могло быть тогда по определению. Пирожки и булочки - это наше, и они были. Качество было по-разному, а оно определялось особенностями политического строя. Пирожки тогда были хорошие, мне особенно нравились жареные с повидлом. А наши булочки с маком самые лучшие, да и с корицей, с повидлом, рогалик с марципаном тоже хороши свежими. Я пожила в Штатах и в Европе, и знаю, о чем говорю, поверьте. В Сан Франциско есть район с русскими магазинами. Там прадают пирожки и булки с маком, по советским рецептам. Булки слишком сладкие, и тесто не такое воздушное. Я думаю, что это потому, что часть сахара, масла и яиц из изначального рецепта не кочует домой тому, кто их делает. Так что я даже предпочитаю те, что делают в Минске.
продолжаю:А летом 87 года мы с мамой ездили к знакомым посмотреть Москву. Они жили в маленьком городке Видное под Москвой. Там на ж.д. станции делали и тут же продавали горячими пончики посыпанные сахарной пудрой. Надо было постоять в очереди минут 30, но таких пончиков я больше нигде не ела. Так что и в нашей традиционной кухне есть чем перекусить, но не было нормальной организации процесса. Так а в чем он был? Было бы странно, если бы во всем по стране был бардак, а вот фаст фуд был как на Западе. Не бывает такого. Совеский фаст фыд был на уровне всего остального, но в городе всегда можно было купить булочку, пироженое или пирожок, купить стакан сока почти в любом магазине и за 20-40 копеек утолить голод. Я и теперь так делаю, живя в западноевропейской стране, но пирожков здесь нет, булочки далеко не такие вкусные, а круасаны надо разогревать. А заходить в Мак или БургерКинг как-то не хочется слишком часто. Как зайдешь, так 600-800 калорий и проглотишь, а это нехорошо для организма.
Не хочу вас обидеть, но, если вы жили и живете там где говорите, у вас явно лучший был и есть выбор, чем булочки с маком и пирожки на маргарине из совка. Я даже не буду приводить пример. Мне просто лень. Потому, что это полный бред жить там, иметь выбор и все равно прийти к булочкам с маком и повидлом из совка((( в любом европейском городе, тем более американском (как пример беру Нью Йорк , Филадельфию, Бостон, Чикаго - там бывал) полно семейных булочных с прекрасной выпечкой и хлебом. А про сок в совке это тот, что продавался в граненых стаканах из некой ёмкости в виде перевёрнутой большой бутылки с краником у горловины?))) и рядом стояла замызганная ёмкость с солью для удобрения разбавленной томатной пасты, которую выдавали за сок???? Угораю 🤣 )))
УГОРАЮ 😂 , 21:00, 4.09_____👍Да , не было в сесесере соков акрамя томатного и берёзового, помню как в 1988 году оказался в Североморске и зашедши в в местный магазин был ошарашен различными диковинными соками в литровых жестяных банках , коих и прикупил штук десять разных там персиковых, ананасовых, апельсиновых, сливовых, и специально купил томатную пасту в жестянке литров на десять , чтобы потом её разбавлять водой получая что-то типа томатного"сока" 🤣
У вас проблема не с маком или бургером, а с английским языком, подучите, и вам откроется огромный выбор кухонь со всего мира и на любой кошелёк. У русских в Америке проблема, они из совка выехали, а из себя совок не выгнали.
"Как зайдешь, так 600-800 калорий и проглотишь, а это нехорошо для организма."
Вы наивно считаете, что в каком-нибудь пирожке с котятиной, жареном на столетнем фритюре, или сладкой булке из белой муки с маком и тонной сахара, калорий меньше? Если каждый день такими булками да еще со стаканом сладкого сока перекусывать, то не только в дверь перестанешь влазить, но и все здоровье посадишь.
Этот миронович сам не видел и даже не общался с теми кто посещал всякие там пирожковые пышечные чебуречные где всё это подавалось посетителю с пылу-жару на улицах в определенных местах стояли тётки в белых халатах и фартуках с сорокалитровыми кастрюлями на табуретках со свежайшими беляшами чебуреками и пирожками с повидлом творогом капустой картошкой ливером мясом. Миронович видать черпал информацию от завсегдатаев рюмочных и прочих подобных заведений как правило расположенных в полуподвальных помещениях реже в павильончиках с мутными стёклами и рыжым тюлем
Может они и были свежайшие, только вот начинка, особенно мясная, свежайшей уж точно не была. В употребление годились, без риска для здоровья, только пирожки с повидлом.
Заметил, что в странах, где все поголовно носят меховые шапки и воротники, большой выбор пирожков с мясной начинкой. В других странах предпочитают хороший стейк вкуснейшим пирожкам))
Не думаю что что шашлык антрекот рулька и прочая подобная снедь попадает в разряд фастфуда думаю как и стейк) ну а хороший беляш даст форы какиму нибудь хотдогу или гамбургеру))))))
Моя мама строго-настрого запрещала покупать на улице пирожки с "мясом" или чем-то подобным. Говорила, что можно сильно отравиться и что знает даже смертельные случаи. Разрешалось нам с братом покупать только пирожки с повидлом (в крайнем случае - с капустой) - ими сложнее отравиться. Но и так - пирожки на улице покупались только с сильной голодухи! (1974-1980; Брест)
Я сам путём проб и ошибок чтобы не попасть в пикантную ситуацию отказался от употребления пирожков и прочей подобной снеди с мясной начинкой)))))))))) ел беляши только в своей заводской столовой где их и готовили)
ГЫ-ГЫ , 15:44, 4.09 гыгыкай дальше небыло тогда чебуреков в лучшем случае беляши и да в БССРвсе было а в расейскай сср масло мясо сахар итд и при ссср были по талонам и вот там пирожки были не с мясом а с рисом или с яйцом а мясо было только в ресторане щи в столовых были без сметаны так что не звиздеть
Откуда столько желчи товарисч? За чебуреки я таки вам скажу что в Одессе они были за более ранний период спорить не буду но когда в СССР начал появляться частный общепит чебуреки были точно и если вы погуглите "горбачев перестройка" то вы будете гыгыкать сами над собой
"определенных местах стояли тётки в белых халатах и фартуках с сорокалитровыми кастрюлями на табуретках со свежайшими беляшами"
И продавали их целый день - на жаре без холодильника, брали грязными руками, потом теми же руками деньги, потом снова вытирали их о ваш беляш. Помыть руки такой тетке было негде по определению. А про одноразовые перчатки тогда и слыхом не слыхивали. Так и жрали, что дают, и делились микробами со всем районом.
ВАССИСУАРИЙ, 14:09, 4.09
Я жила, я.
И не один день.
Мирович, конечно же не помнит, а я помню... как в далеком 1965 году в моем шахтерском городке открывалась первая домашняя кухня!
Торжественно так открывалась, мол, облегчим быт нашим женщинам.
Справедливости ради скажу, что начинание было неплохим.
Не секрет, что не все женщины любят и умеют готовить.
Кухня помогала им разнообразить меню семьи без особых затрат.
Вначале блюда были действительно неплохими, съедобными.
Помню, выпечка хорошая была.
Но длилось это не долго.
В сумках и сумочках понесли работники кухни продукты домой.
Продукты, которые должны были быть в блюдах.
Естественно от этого вкус блюд не улучшился, а совсем наоборот.
Народ сразу понял, где собака зарыта.
И все...
Популярность заведения угасла.
Домашняя кухня в "умелых ручках" наших "честнейших и добрейших" граждан
превратилась в убогую столовку!
"Популярный блогер"!?,да не так на западе,без ярких упаковок, и не такое разнообразие,но для меня вполне прилично было перекусить свежим кефиром с булочкой или пирожком!Не надо утрировать!
В совке каждый день был праздник. Помню, как до конца 80-х никак не мог наесться пирожков с мясом, такая вкуснотища! По 5 копеек. А потом решился и купил сразу 5 штук вместо 2-3, как обычно. После этого не ем и слава Богу. Дерьмо редчайшее. Да, на фоне катастрофической бедности и убогости, умноженых на полное незнание того, что творится в остальном мире, любое дерьмо казалось шоколадом. И пиво у нас было лучшее, и пирожки и колбаса.... Смешит, когда коллега, родившийся в 1986 году взахлёб рассказывает, как хорошо было в совке...
Пирожки с повидлом были хороши) а вот с беляшами чебуреками и пирожками с мясом бывали проблемы. Ну а почему нельзя было вспомнить молочные бары и другие подобные заведения где был ассортимент от молочного коктейля и мороженого до легких алкогольных коктейлей и хороших крепких напитков. Я ходил по этим тропам а вот где шарились источники информации мироновича он описал сам
Вы не поверите но в барах был широкий выбор марочных вин как сухих так и крепленых мускатов настоек бальзамов ромов бренди коньяков производства СССР и других стран стран мира)это всё можно было пить как в чистом виде по отдельности так и в составе коктейлей названий и рецептуры не помню если вы хотите судить о совке по рассказам тех кто предпочитал раздавить пузырёк шмурдяка на троих и так несколько раз подряд зкусив все это одним плавленым сырком с плесенью или задервеневшим пирожком с душком где-то в подворотне или за углом то это ваше право ваше право считать что было только так и никак иначе)
Мне, уважаемый Гы-Гы, 60 лет, я родился и вырос в Минске, так же как и мои бабушки и дедушки, в интеллигентной семье, так что про совок знаю не по рассказам и шмурдяков в подворотне, как вы выразились не пил, не судите всех по себе. А вот про рестораны и бары знаю. Про какие коктейли и марочные вина вы мне хотите рассказать, выбор спиртного был очень плачевный, что в ресторанах, что в магазинах. А коньяк нужно было заказывать бутылкой да и чтобы при вас открывали, иначе вам ну точно не коньяк подсунут. Вспомните с чем ходили то в гости, брали водку, коньяк, так называемое шампанское, которое вовсе и не шампанское, ну или сухое вино советского, или в крайнем случае болгарского разлива, других вин просто небыло. А чтобы делать коктейли нужны спиртные напитки которых в совке не продавали. Разве что кровавый мэри можно было сделать, ну или ерш, вот все в принципе и коктейли. Только не нужно мне говорить про валютные бары.
В Эстонии был классный ликер Vana Tallin для коктейлей. Но чтобы взять в Крыму Мускатное шампанское надо было купит билет на прогулочный корабль ( часовая прогулка) и там в буфете купить. Это я помню . А в магазине из импортного коньяка был только Pliska из Болгарии.
Вы наверное замечали в менее интеллигентных но более обеспеченных семьях в стенках (так называлась мебель) застекленные секции заставлялись в перемежку с хрусталем распитыми и заполнеными подкрашеной жидкостью бутылками из под импортного алкоголя)))) у отдельных любителей подобного шика такие бутылки стояли и на секциях и шкафчиках кухни)))))) вы можете со мной спорить но в совке была и модульная мебель совковая фабричная серийная но была не у многих но была и откуда брались пустые бутылки из под импортного алкоголя я знаю а вы нет)))))))))))
Уважаемый ГЫ ГЫ, речь идет о вещах доступных гражданам сссрии, а не отдельным личностям, которые имели связи или которым привозили те или иные вещи из за рубежа. Разницу видите?
Хорошие крепкие напитки из местных (СССР, на всякий случай уточню) - коньяки. Если человек зарабатывал, были доступны и другие, импортные. Все могли зайти (по деньгам и по свободному входу) в молочный бар возле Дома Кино (где - квест для блогеров). Это была смесь молочного и бара.
В баре Дома Кино были хорошие напитки, но пускали не всех. В гостинице Минск были рестораны, где можно было купить все, если были деньги конечно.
Это что рядом, в одном месте. Таких мест хватало по стране на всех желающих и "могущих". Так же как и сейчас, впрочем.
Про магазины Березка надо говорить, или это уже совсем неправда и было никому недоступно? (В них был достаточный выбор даже для эстетов).
Можно было поехать в Вильнюс пообедать. Там выбор напитков и уровень обслуживания в ресторанах был на порядок выше.
Сейчас тоже хорошо жить тем, кто "устроен". И наоборот.
Да не в цене дело, а в выборе, который в совке был беден во всех полностью сферах жизни. Ну а про то что написал Марат, все это было не для всех, и Дом Кино и Березки и валютные бары в Юбилейке и других местах.
Проблема СССР была в том, что всё старались сделать доступным по цене народу. В результате - дефицит. А надо было делать, как сейчас. Хочешь коньячек приличный - пожалуйста, 300 долларов. Хочешь новую машинку, хотябы типа Жигули - пожалуйста, корейцы по 15000 юсд. Или даже сами Жигули)) но тоже по 15.
Выбор есть - а купят далеко не все.
В СССР бедный выбор был в официальной жизни. Если были деньги - было всё, как и сейчас. Ну а если не было денег, так же как их нет и сейчас, то конечно, это да...
Дефицит в совке был не потому что , как вы выразились, правительство старалось все сделать доступным по цене для народа. Плевать коммуняки хотели на народ, народ был полностью бесправен, рабы да крепостные. Народ был для государства, а не наоборот, как в нормальных странах. Дефицит был прежде всего из-за глупейшей плановой экономики, отсутствие частного бизнеса, колхозно-совкового хозяйствования на селе. Посадите коммунистов управлять Сахарой и там через некоторое время песок станет дефицитом. А что касалось цен при совке на дефицит, так извините, цены были даже очень высоки в сравнении с зарплатами. Те же жигули, даже по гос цене стоили 6000 рублей, а обычный человек в среднем в год зарабатывал 2000 тысячи, т.е нужно было работать 3 года, ни есть, ни пить, чтобы собрать на машину. Где вы видите дёшево? И так было во всем.
МАРАТ, 20:00, 4.09
Подозреваю, что вы не поняли суть сссрии.
Продукты не делались сами, как вы понимаете.
Их делали люди.
Люди привыкли, людей приучили воровать на рабочих местах.
На этом сайте время от времени всплывают такие перлы "Через нашу проходную пронесу и мать родную."
Или про гвозди с работы...
А теперь скажите, вы уверены, что по более дорогой цене вам продадут именно то, что вы хотите?
Вам знакомо слово "пересортица".
Когда мешали дорогое с дешевым.
Рис по 80 копеек мешали с рисовой сечкой по 48 копеек.
Муку по 26 копеек мешали с мукой по 41 копеек.
Суть сссрии - это массовое воровство.
Так что коньячок по 300 долларов мог быть из чего угодно.
Как-то так...
Подозревать не стоит. СССР остался в истории вместе со своими лексиконом и сутью.
Смысл моих сообщений - не надо поливать дерьмом, все, что было в социалистическом прошлом. И не надо думать, что всё в капиталистическом будущем будет прекрасным. Как повезет. Всё как всегда.
МАРАТ, 2:24, 7.09
То есть...
Семью моей мамы раскулачили в 1932 году.
Моя мама пережила две голодовки, в 1937 и в 1947.
Мои сельские родичи жили без паспортов, т.е без права покидать место жительства, с 35 по 74 гг.
Мои родичи в колхозе не получали денег, а только трудодни.
Вы это называете поливанием дерьмом?
Мои родичи и родичи моего мужа никогда не летали самолетами, никогда не отдыхали на море, никогда не обедали в ресторанах.
Моя тетка, всю жизнь проработала в колхозе, заработав 12 рублей пенсии, не сносила ни одной пары красивых туфель, все больше в валенках, да кирзовых сапогах!
И это вы считаете поливанием дерьмом?!
Да жизнь всех моих родичей просто вопит о несправедливом обустройстве жизни в сссрии!
Их хозяйственность, трудолюбие и честность заслуживали гораздо большего, чем им давала сссрия!
Так вот.
Я вам рассказала о событиях моей жизни, которая протекала в сссрии.
А вы, уважаемый, просто кинули лозунг, не подкрепленный никаким аргументом.
МАРАТ, 2:24, 7.09
Как повезет...везение...
Мой дед всю свою жизнь работал, наживал хозяйство, прикупал землю.
Работала вся его большая семья.
Без батраков.
Если бы не события 32 года, семья достигла бы хороших результатов в уровне жизни.
Полагаю,что это не везение, а трудолюбие и рачительность, хозяйственность и усердие.
Оно или есть или его нет.
Тема интересная, но это уже большой отход от темы...
Я не говорю за изысканные вина для очень состоятельных людей но средней ценовой категории выбор был большой даже если брать только СССР от кавказа до Крыма и Молдавии ....
Единственное что может обьяснить наши разные мнения об ассортименте спиртного советского периода то что провести время с девченкой в начале восьмидесятых для вас уже было не актуально или у вас был другой взгляд на жизнь и другие приоритеты и я допускаю что в начале семидесятых ассортимент был гораздо скромнее
Как я уже говорил выше, все познаётся в сравнении. Ассортимент винных магазинов в совке, с ассортиментом винных магазинов на Западе. Это как сравнивать, например, Лондон с каким-нибудь Урюпинском, и это был 84 год, когда я впервые попал за границу (моряк загран плавания). Ассортимент спиртного в совке был очень убогий, как и вся в принжизнь советских людей. Люди в совке были счастливы, они просто не знали, как плохо они живут.
А і яшчэ смешней бывае, вунь на СТБ адзін маладзён распавядае якая СССР была вялікая дзяржава.Адмыслова пацікавіўся дык ён с 90 га года нараджэння.Ну, ну..А што датычыцца гэтага фастфуда дык лепей яго ня есць ні той і ня гэты, ні заходні ні саўковы.
Ну на самой справе, а як тут здагадаешся калі з усіх трох праграм тэлебачання кажуць што ТАМ жывуць яшчэ горш .Да і ў кожнай газеце рубрыка " За руб яжом" ды " Іх нравы" А ўжо там...і табе Леанардаы Пелетэры, і Анжылы Дэвіс.А я хоць і быў малы але не надта даваў гэтаму веры.
Соглашусь и добавлю - не только с военной. Со многих других тоже.
Каким образом после лагерей, как С Королев, например, это удалось осуществить - загадка.
История - полезная наука.
МАРАТ, 20:10, 4.09
Чтобы быть сверхдержавой, мало иметь большую территорию и большое население.
Сссрия, имея такую большую территорию, с таким количеством жителей,
имела поразительно низкие экономические успехи.
Не тянет она на мировую державу.
Империя, это да.
Это так но когда после войны сельские жители никуда без паспортов не могли выехать кроме как на учебу или в армию и в семидесятые годы люди ещё жили в бараках и списаных пассажирских вагонах с удобствами рядом в то время когда космические корабли бороздили просторыры вселенной это была не загадка а реальная история
Кралi усё, дый безбожна, асаблiва ежу.
Акрамя пiражкоу-чэбурэкау, хутка паесцi было не магчыма.
Цi як той Алесь з "Аперацыi Ы", хлеб з малаком цi кефiрам.
А пiва не з бутэлек, дык яно хучэй мачу нагадвала, чым пiва. Вады туды плюхалi 3 разы, не меней.
Але ж #заябацькам добра, вось iх трэба без грошай у зямлянкi з вялiкiмi чэргамi
Одну знакомую проводницу в то время отправили если кто помнит в старое здание вокзала на второй этаж в ресторан помогать поварам, вернулась она в шоке и сказала что больше пирожки-беляши с "мясом" никогда не купит , так как ей пришлось целый день обдирать ножом и вилкой свиные варёные головы. на вопрос куда эта обдирка пойдёт ,повара ответили что голодному пролетариату в пирожки и беляши. Но у нас ещё в Беларуси хоть какие-то санитарные нормы были , а один мой товарищ в Москве скушал пирожок идя в кинотеатр, в общем туалет он так и не успел найти 🤣, жильцы дома того двора куда он забежал его чуть не убили когда он мылся снегом и переодевался, с тех сесесеровских времён он никогда не пользуется фастфудом.
Продукты, получаемые из варёных голов свиней - это всё натуральное.
Чего не скажешь о сегодняшней колбасе. Варёной особенно. Вкус пластика пробивается через все маркетинговые уловки.
А я - помню первую советскую варёную Докторскую. Был просто фурор. Вкус - нежнейший. Все так и ломились её купить.
Знали бы они, что с этой колбасой сделают через полсотни лет...
Да, возможно тогда было больше натурального, и колбаса и сосиски вкуснее , особенно Докторская , но те пирожки и беляши с "мясом" в которых были свиные глаза, лычи ,уши как-то тогда не вызывали аппетита. А вот за чебуреками иногда любили себя побаловать🤣.
а знали бы Вы из чего эта вареная колбаса была сделана особенно чайная и тд то никогда бы ее не ели Я проходила практику на Минском мясокомбинате и первый раз увидев это плохо спала не то что ела Да была и другая колбаса сделанная по гостам и из другого сырья но поверьте в магазины Минска она не поступала
Помню беляш (чем не фастфуд, почти шаурма того времени))) на ЖД вокзале в Осиповичах.Чуть дуба не дал потом...
Хотя, кто «вакцинировался» туалетом на этом вокзале в совковые времена, уже ни одна зараза не возьмёт:) про это надо писать отдельно. Мировичу новая тема - туалеты в сссре.
И все же интересно, а как там сейчас туалетная вокзале? Уж очень я его с детства запомнил.
ППППППЦЦЦ, 14:43, 4.09___👍👍👍🤣🤣🤣Да уж , помню эти Эм-Жо перед сквером по ул Бобруйской там напротив где трамвай единичка останавливается , и на улице Дружной - туда нужно было заходить в противогазе, так же там лежали кирпичи по которым ходили люди чтобы не запачкать ноги. Но самое удивительное было для меня когда я очутился в Ватикане, там народу тыщи ходит , но когда я посетил это общественное место меня удивило что там был запах цветов , ей Богу клянусь вам, там пахло цветами, как практически и во всех общественных туалетах Италии .
Мировичу новая тема - туалеты в сссре.
----------------------------------------------------------------------------
А что, сейчас с туалетами лучше стало? По моему, что сейчас -жуть, что тогда-ужас!
Да, туалеты в сссре - это самая жуткая жуть того времени. Из всех кошмарных снов, которые мне иногда снятся, туалет 60 - 70-х годов - самый страшный сон. Не приведи господь вам, детки, это увидеть! А "пирожки с ливером" голодной студентке одного из минских институтов в 60-е годы вышли кровавым поносом.
-Вонючие чебуречные
-вонючих вокзальных пирожковых
В детстве жил возле Колоска, который был напротив киностудии. Там не воняло, а всегда вкусно пахло пирожками. Вкус детства. Они были с картошечкой, мясом, повидлом, капустой. Очень вкусные и всего за 5 - 8 коп.
Мне за 70. В начале восьмидесятых пришлось быть в славном городе Горбатово, что под Горьким, ныне Нижним Новгородом. Пришлось увидеть такую картину. В углу площади стояла пивная бочка и нехилая очередь из мужиков определенного типажа. Когда подошел поближе, то увидел, что вместо бокалов используют три или четыре пол-литровые банки. Но самое страшное... к бочке не была подведена вода. Когда очередной клиент пьет пиво. очередь торопит его, и освободившаяся заветная банка тут-же передается продавщице. Зрелище не для слабонервных .
Как-то и я был месяц в командировке в Горьком (Нижнем Новгороде)на котором МИГи клепают это был полный пи.... таких точек общепита и магазинов в Беларуси я не видел питаться можно было только в заводской столовой на ужин еду покупал в заводском буфете. По приезду домой отойдя от шока я понял как я недооценивал красоту свего города и понял как я люблю Беларусь)
Хочу добавить что чем больше ездил по городам России (благо на почтовых ящиках было сносное снабжение продуктами питания) мне всё больше и больше нравился мой город с выбоинами на асфальте и не совсем свежими фасадами зданий и уменя отпал вопрос где снимают художественные фильмы о послевоенном времени и это были восьмидесятые годы судя по современным фильмам о том времени мест в России для натурных съёмок ещё в достаточно
Да, советские пирожки.
Те самые, с повидлом, мясом, картошкой, капустой. Чуть слюной не подавился, вспоминая.
Современный МакДональдс поражает цифровой крутизной. Уже нет тех орущих не в себя: Свободная касса. Тискай себе кнопочки, стой в очереди, как в банке каком.
Да только фастфуд, ими предлагаемый - на порядок хуже того, советского. По вкусу, полезности, да и просто по ощущениям.
Авы знаете что при совке продукты питания молоко сметана мясные и т д были гораздо выше качества чем сейчас И лапшу на уши не вешай недалекий автор этой статьи ты там не был и не суй нос куда не следует А развития т е рекламы не было Зато ты такого вкусного и качественного не ел и уже тебе не суждено сьесть
МИР, 15:29, 4.09
Конечно же знаем.
Вот я вам сейчас расскажу...о вкусном и качественном.
Жили тогда, по магазинам ходили, вернее, бегали.
Из одной очереди в другую.
И были у меня друзья, которые работали на местном мясокомбинате.
И были у меня друзья, работающие на местном молокозаводе.
Они и сами не пользовались продукцией своих предприятий и мне не советовали.
Колбасы, к счастью, в моем рационе не было никогда.
С детства не приучена.
А вот с молочным беда, приходилось покупать, кипятить, процеживать.
А вообще то, тема женская.
Кто как не женщины знают о вкусной, полезной и здоровой еде.
Пра мясакамбінаты, працаваў мой дзядзька, смешная гульня была у працаунiкоу, першым прыбегчы у цех дый уключыць мясарубку, пасля ракой лiлiся мяленыя пацукi з мышамi. А калi рабiлi каубасу дзеля партыйных бонзау, дык загадзя быу сандзень усё мылi дый глядзелі каб мяса было свежым. Ну й вядома ж тую каубасу кралi усё хто мог.
Частавау й мяне дзядзька партыйнай каубасой-супер, а звычайную адстаяушы у чарзе не мага было есцi.
Вось такое шчаслівае дзяцінства было.
ЗЫ маю пад 50 год, таму жыу з нараджэння на гэтай, беларускай зямлi
Мы знаем про нормализованное 1% - ное молоко после которого бутылку мыть не надо - можно сразу нести сдавать.
И анекдот знаем времен СССР:
В магазине на прилавке лежат две курицы — одна наша, другая импортная — разговаривают.
Импортная:
— Смотри какая я — вся в наклеечках, в кульке целлофановом, мясистая, пухленькая, аппетитная! А ты вся синяя, в пупырышках, в перьях — смотреть противно!
— Зато я своей смертью умерла!
Да, и я пирожки помню.
Жареные.
По 5 копеек.
В большой кастрюле с маслом.
Предприятие, где я работала, находилось у рынка.
А там была пирожечная.
Вот девчата командируют кого-нибудь со списком -
кому сколько и с чем.
Брали, в основном, с горохом или капустой.
А кто-то не брезговал и котлету в тесте.
Хорошо, если попадали на свежее масло...
Его меняли лишь один раз в день!
К концу смены, это было уже не масло, а олифа!
Но кто тогда об этом думал.
Изжоги еще не было.
Желудок молодой, все переваривал, и зажаренные пирожки в том числе.
Не надо всё описывать в сером цвете ,был в Минске в своё время возле Коморовки ,,Шинок у Лявона" , чтобы туда попасть очередь надо было отстоять,и еда и пиво всегда были нисвежайшее,а пельменные какие были ,не чета вонючим,химозным К ФС.
"Шинок у Лявона" был неплох. По сравнению с другими аналогичными заведениями Минска. Но вы, наверное, просто не бывали в те времена в пивных Риги, Таллинна, Вильнюса.
Мне 72 года и я согласна с Вами Чтобы так ностальгировать о прошлом нужно было в тот момент иметь возможность сравнивать И радоваться что чтобы попасть в *Шинок* нужно отстоять очередь и что там очень вкусно- отстояв пару часов все будет вкусно особенно зимой или осенью- Жалко что люди это так и не поняли
Шынок у Лявона был в принципе практически одним более менее относительно приличным пивным баром в Минске, да и там однажды из кувшина с пивом, (а они, как вы знаете, были глиняные, не прозрачные) в бокал попала грязная салфетка. Выходит плохо мыли, а может быть не мыли вообще там кувшины и бокалы.
Странная программа, там где ставлю минус рисует 2 плюса, а там где ставлю плюс - 10 минусов. А что касается колбасы и сосисок, то они действительно были вкусные, до 1991г., Правда они были редкостью и не всем хватало, потом пропало всё, а на то что осталось даже мухи не садились - брезговали. Изредка что-то делали частники, пока их не задушили так и не дав развиться. Колбаса вновь появляется в 1999г., имеет по краям нежно-зеленый цвет и жуется как туалетная бумага. Что-то путное появилось после 2005 г., Когда развернулись частные компании и госмясокомбинаты. С тех пор ничего не поменялось. Колбасные изделия нынче вкусные, однако вкус одинаковый у всех. Что касается фастфуда советского, смотря что считать фэстфудом и у кого покупать. Булочки, коржики, кексы были вкусными и доступными в магазинах. Пирожки, беляши и чебуреки лучше было покупать у частников. Потому как в магазине они были уже как рубероид в лучшем случае, а в худшем ими можно было разбить стекло.
При перестройке появились и фрезеры для продажи мороженого и гамбургеры с кетчупом и горчицей и котлетой непонятного советскому человеку какого-то совсем не горчичного и не котлетного вкуса и много чего ещё. Это было при Горбачеве когда он был генсеком СССР
Пишу со зла,что сразу не рассказал ОЧЕНЬ БОРОДАТЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ на эту тему анекдот.Потому что заткнул бы многим поборникам "савецкай улады-ябатькам" рот. Начальник цеха-токарю Иванову:завтра у нас зарубежная делегация,сообрази "тормозок" поприличней,без сала с луком.Назавтра Иванов в обед ест бутерброд с черной икрой,делегация в восторге!После ее ухода начальник будит спящего за станком Иванова-ты что?-Ага,ты попробовал бы всю ночь глаза из кильки выковыривать!
Когда генсеки менялись как листки на календаре так и было.Если же немного дольше заглянуть 70-80 то там бардака такого не было.Одна только абривеатура ОБХСС заставляла торгашей распихиввть по родственникам все что можно конфисковать .Внеплановые проверки были обычным делом.если муху в зале заметят то можно и партбилет на стол положить а это жирный крест на карьере.Сейчас уже забыли что такое госконтроль хотя зарплаты чиновники в кабинетах получают исправно.У госконтроля не должно быть кабинетов,командировки.
Массовые проверки ОБХСС, а также посадки не только работников торговли, но и корумпированных чиновников начались не с 70 годов, начались они после смерти дорогова Деонида Ильича, при Андропове. А до этого товарищ Хрущев немного успел пересажать и даже некоторых растрелял, за воровство.
Не нужно истории из забитой российской глубинки выдавать за повсеместное . Блинная на Веры Хоружей всегда можно было вкусно поесть и выпить не дорого , чисто и прилично . Чебуречная на Чкалова , и обычные пивнушки в Минске не были грязными а пирожки я покупал к пиву только с рыбой за 8 коп . Про Прибалтику и говорить не стоит , всегда приятно было ездить во Львов , Киев , в Молдавию можно было за 25 рублей самолетом туда обратно и попить натурального вина за одни день . А если статья про жизнь Россиян в РФССР то так и надо обозначать , все зависит от людей и тех кто руководит предприятиями , в РФ испокон воровали больше и серьезнее , а на людей было плевать , и вот мы видим к чему это привело -- это ПУТИН и ЛУКАШЕНКО , воровство - вранье и преступления, и причем безнаказанно а значит это МАФИЯ господа и с ней выборами не выиграть .
Слушайте, вот не надо чушь нести. Я не знаю, кем вы или ваши родители были при совке, но 99.9% людей не могли себе не только позволить "за 25 рублей самолетом туда обратно и попить натурального вина за одни день", но даже помыслить о таком. Где жили, там и ели. И если не жили в Москве, и не были партийными бонзами, то питались на редкость отвратно.
В царской России для некоторых и пирожные возили из Парижа, и шляпки...
Только вот, когда в 1861 году в Англии метро запускали, царская Россия только отменила крепостное право.
Во, вспомнила.
Муж рассказывал, что из Магадана в Москву некоторые экзоты летали в ресторан, пообедать.
А некоторые, ожидая самолета в Магадане, так проигрывались, пропивались, что и домой не надо было лететь.
Но то ж Магадан, столица Колымского края...там много баек можно услышать...
PS Из моего города до Москвы напрямую примерно 700 км. Билет на самолет стоил 22 рубля, это в 1979 году.
На поезд из Донецка до Москвы билет стоил 11 рублей.
Это все в одну сторону естественно.
Помню эдак лет шестьдесят назад, "черняжка кирпичек" стоил 14коп. Отрежешь горбушечку, еще тепленькую, маслецем подсолнечным окропишь, солькой сверху и так смачна!!! А рядом пацаны:"дай смана, дай цека"!!! Конечно делились все. Или почти все!!!
Особенно вкусно когда эту черняжку стыбзишь возле сельпо прямо из хлебовозки при разгрузке))))))) вы не подумайте хлеба в доме всегда было в достатке просто сворованные ночью соседские яблоки при тщательно спланированном целой бандой налёте были вкуснее чем доморощенные а стыбзить буханку черняжки днём и не засветиться это был вообще высший пилотаж))))))))
Многие, как и Мирович оценивают Союз по Минску. Или по картинкам. Это была огромная страна. Со множеством национальностей, обычаев и традиций. Я очень много поездил по стране . Минск это середина тех порядков при совке. Бывал в таких общепитах, что последняя Минская забегаловка это рай. Но частенько Минские "столичные меню" выглядели очень убого. Везде было по разному. Но во всех славянских больших городах было , мягко говоря, не очень хорошо. Хотя Украина выделялась в лучшую сторону.
Помню привозили из-за границы бутылку 0.5 Кока-Колы.
Редкостное угощение. Скатерть, маленькие рюмочки.
Разливали - смаковали "дивный напиток".
(Правда в позднем СССР похожую по вкусу "Пепси колу" можно было купить).
А бананы - привозили в Минск из Москвы зеленые.
Ложили на батарею, чтобы "созрели".
Потом брали банан - и нарезали, как сухую колбасу.
Чтобы каждому досталось по маленькому кусочку дивного лакомства.
Недавно нашел бутылку водки, выпущенной в СССР, в гараже.
Открыл - ужас какой-то ацетонно-сивушный.
Вылить пришлось.
О совке.
Подрабатывала в столовой во время обеда.
Заведующая очень меня жалела, что живу на зп.
Хвалилась, что за 30 лет работы ни разу даже хлеба не купила.
А почему никто в коментах не пишет сколько в конце 80х было гастритов и язв. А было это 80 - 90 процентов населения. Даже у детей в школе к 8му классу были гастрит. А также гельминты и перхоть хорошо видн на школьной форме
А мне нравятся комменты, откровенно говоря.
Голодное детство, ностальгия по дешевым пирожкам, которых было не укупить, потому как денюжку на них надо было копить.
СССР был разный, о чем юноша-блогер даже не догадывается. Да, в целом чебуречные были нериглядные, но я в семидесятых-восьмидесятых знал пару мест в Москве(не Кремль или еще что-то власти близкое), где были чудесные чебуреки. В Минске чебуречных я не знал. И т.д, и т.п. Было в каждом городе что-то свое. Долго рассказывать.
Но если сравнивать, то с общепитом западным того же времени. Там, вы думаете, было лучше? Там были свои заморочки, но это тоже отдельный разговор.
А что сейчас? А, вы наверное думаете, что Маки и Кентуккийские Цыплаки ваше всё? Так я вас огорчу, те котлеты, которые продаются у нас, слабо похожи на те, что юзают штатцы. Лучший бургер в штатах я отведал в фудкорте радом с Пентагоном, хотя штаты большие и бургеры там тоже разные, но такого дерьма как в Минске там нет, честно. Это лично мнение, не настаиваю.
Куприн. Рассказ Ямщик. После революции.
Ямщик везёт писателя и вспоминает дореволюционное время. Своими словами.
... А на обед покупал булку такую длинную, разрезал её вдоль, смазывал обе стороны маслом, клал туда порезанную колбасу, складывал... вкуснотища...
Ничего не напоминает?
Это я о том, что начинка внутри булки это не великое открытие Мак Дональда и иже с ним...
Тут ты несколько не в курсах.
Булки/котлеты тут не при чем. Идея Маков в том, что они стремятся приватизировать землю под заведениями навсегда. В штатах это работает, там своя экономика.
А булка, это просто средство захвата территорий.
Поинтересуйся в чем прикол, в чем смысл супермаркетов. Это очень интересный изначально финансовый проект, который к продаже питания имеет опосредованное отношение.
Все не так просто.
Да ладно .... а вот про гастрономию я любил читать в школе из Мертвых душ Гоголя. Для меня это была самая интересная гастрономическая книженция. Не любил я русскую литературу, но в этом плане обеды Чичикова мне нравились)))
Кто мне объяснит феномен - в совдепиии было полно колхозов и полно скота там на фермах, кроме того у у людей было домашнее хозяйство для выживания, а в магазинах все равно продуктов не было. Что за ХЯ творилась????
А патаму шта восточных "братьев-славян"-бездельников-алкоголиков нада была кармить.Кормили мы,прибалты и Украина,бо работали,а не хлобыстали водку.А у рашика у одного человека был кабан на всю деревню,за вечер коллективной пьянки шел на закусь(раз в году).
Самое удивительное что СССР закупал зерна больше своих потребностей да и своего выращивали в достатке для внутреннего потребления
Как говорится не имей сто рублей а имей по сто голозадых друзей в африках и азиях
ГЫ-ГЫ , 23:28, 4.09
Цитирую из докладов тех времен...
"В 1964г. - хороший урожай, рост запасов...
Однако, неурожай в 1965г. - и опять необходимость импорта зерна, и экстренных продаж золота...
Казалось бы, ситуация наладилась во второй половине 60-х, однако недолго.
На фоне роста населения (особенно городского) и роста расхода зерна, СССР, устойчиво и уже навсегда становится импортёром зерна.
С 1971 с.х. года.
В количествах, в несколько раз превышающих казалось бы огромные закупки 1963 г..."
Никогда в сссрии не было достаточно зерна.
И неурожаи, и помощь братским народам, и воровство, и приписки, и, самое главное, бестолковая экономика.
Слонимский мясокомбинат, например, работал на Польшу.
Мясные магазины рядом стояли пустые. Зато людей- тьма. Ждали привоза остатков с этого мясокомбината. Какие то обрези, вымя, желудки, жир от колбас продавали, а колбасу ели поляки.
Показывали, что по верному пути идут, чтоб не возмущались и не восставали, как в Праге
Причин много, все не перечислишь в комментах.
Пару причин назову.
1. Верните коллективную собственность, разорите частное хозяйство.
2. Верните плановую экономику.
И будет вам сссрия2.0
Да, нет сейчас ни колхозов, ни совхозов, а на наших столах круглый год свежие овощи, фрукты, даже заморские.
Нашим мамам и папам такое и не снилось.
PS Мой хозяйственный дед (за что его и раскулачили), говорил в 1932 году:"Я к своей коровке, лошадке и ночью встаю, а кто будет вставать к ним в колхозе?"
В семидесятые годы мой дедушка для того что бы продать молоко масло сметану приезжал на рынок города Полоцк с трём ночи что бы найти место для торговли. Жили адцким трудом сначала колхоз потом собственный участок. Всё уходило на подержание дружественных режимов
Еще надо добавить, что ассортимент в совковых продуктовых магазинах был никудышный. 2 типа молока: в многоразовых бутылках или в пакетах пирамидкой. Черный хлеб 2 сорта - круглый и кирпич. Во многих магазинах (особенно сельских) и белый 2 сорта - кирпич и батон. Особенно надо отметить мясо продавали только рубанкой с костями, никакой вам вырезки, филейки, тазобедренной не было и в помине. А еще за этой рубанкой надо было отстоять получасовую очередь! Водки было 3 сорта: "Русская", "Пшеничная" и "Столичная". Причем 2 послених сорта - вечно в дифиците! Одно только, что стоило это дерьмо - копейки. Единственно что вкусно готовили при совке это пирожное "Картошка". А чебуреки в моем городе появились только в 1986 году.
Если речь идёт о начале-середине 90-х годов, то в принципе всё верно описано. Но в "совке"(до 90-х) в пивнухах НИКОГДА не наливали пиво в стеклянную банку, всегда были нормальные бокалы по 0,5 литра. И беляши тогда продавали из настоящего МЯСА, а не из той фигни, из которой сделан весь современный фаст-фуд+усилители вкуса.
Пельменные были на каждом углу, где делали пельмени собственного приготовления, если где-то готовили невкусно - туда просто никто не ходил.
Пусть и было всё государственное, но за 5 рублей - можно было наесться "от пуза", а сейчас наценка в общепите 500% и выше. Зажрались рестораторы!
с огромным интересом внимательно прочла все комментарии. к самой статье вопросов немного: мы все отлично помним то время, те столовки-"тошниловки" и общественные (правда, тогда ещё беслатные) сортиры. большое спасибо авторам комментов. очень приятно встретить и читать аборигенов:))) сайта. как пел Славко Вакарчук (Океан Эльзы): "все буде добре!". и в Беларуси, и в Украине. главное, чтобы здоровье не подводило, чего я искренне желаю нам всем. ну, и удачи!
Зря старался.
ОтветитьДостаточно посмотреть фильм "Операция Ы и другие приключения Шурика". Там вполне правдиво показана ситуация с перерывом на обед на стройке. Где Шурик давится булкой с бутылкой кефира.
Недели две назад, проезжая по знакомым местам Минска, где обитался 6 лет, пока учился, увидел знакомый силуэт. Закусочная, что напротив технологического. Всем студентам 80-х известная как Пистолет. Из-за сосиски на вилке на вывеске, чем-то напоминавшей то оружие.
Давно уже нет той сосиски. Уж не знаю, чем сейчас там потчуют нынешних студентов. И потчуют ли. Но ностальгия - осталась.
Не все так было плохо. Стекляшки в 70-80 гг Охотничий на Богдановича (возле трамвая тогда Горького), Криница на Сурганова Фрегат на Мирошниченко . Чебуречная на Чкалова. Сейчас за такие деньги в эквиваленте только дым сигаретный понюхаешь. Не нужно все делить только на черное и белое.
ОтветитьПотому совок и развалился, что все дотировал, если что
ОтветитьПо крайней мере детям в школьных столовых, не готовили обеды на рапсовом (техническом ) масле, как с гордостью нам сообщила в этом году об этом директор комбината школьного питания .
ОтветитьИнтересно, Коля кушал бы такой обед ?
Готовили на маргарине - еще большая синтетика, а могли ещё «приправить» остатками плохосмытой хлорки. Даже на натуральном навозе будет здоровее)))
ОтветитьНеправда. Маргарин в детских столовых не использовался.
ОтветитьВи, коли пишете про дешевезну в есєсєсєрь, візьміть калькулятор та порахуйте. На сьогодні середня заробітна плата в Україні трохи бильше 14 тис. грн. Думаю в Білорусі не менше по курсу. Це приблизно в 100 разів більше, ніж була в совку. Щоб нормально пообідати в той час потрібно було не менше 1 крб., а це 100 грн. на сьогодні. Так от, за ці гроші також можна пообідати навіть в Києві. От така матиматика малята.
ОтветитьТільки порожні пляшкі тоді коштували дуже дорого! За 10 порожніх пляшок 0.5 л давали 1 крб 20 копійок. Я пам'ятаю домой йшов з праці удовж ж д полотна. І іноді збирав по 5-10 пляшок!
ОтветитьТо есть чтобы пожрать мне надо на другой конец города ехать???
ОтветитьВсю эту чепушню мог написать только полный дилетант ни дня не живший при СССР.
Ответитьдети Макдональса, КFC и далее ...... минусуют.
ОтветитьВасисуалий Лоханкин, не знаю при каком совке вы жили, но в Минске так и было, правда, за редким исключениеи.
ОтветитьАвтор смешал две разные вещи - особенности национальной кухни и особенности политического строя. Бургеры - это не наше, и их не могло быть тогда по определению. Пирожки и булочки - это наше, и они были. Качество было по-разному, а оно определялось особенностями политического строя. Пирожки тогда были хорошие, мне особенно нравились жареные с повидлом. А наши булочки с маком самые лучшие, да и с корицей, с повидлом, рогалик с марципаном тоже хороши свежими. Я пожила в Штатах и в Европе, и знаю, о чем говорю, поверьте. В Сан Франциско есть район с русскими магазинами. Там прадают пирожки и булки с маком, по советским рецептам. Булки слишком сладкие, и тесто не такое воздушное. Я думаю, что это потому, что часть сахара, масла и яиц из изначального рецепта не кочует домой тому, кто их делает. Так что я даже предпочитаю те, что делают в Минске.
Ответитьпродолжаю:А летом 87 года мы с мамой ездили к знакомым посмотреть Москву. Они жили в маленьком городке Видное под Москвой. Там на ж.д. станции делали и тут же продавали горячими пончики посыпанные сахарной пудрой. Надо было постоять в очереди минут 30, но таких пончиков я больше нигде не ела. Так что и в нашей традиционной кухне есть чем перекусить, но не было нормальной организации процесса. Так а в чем он был? Было бы странно, если бы во всем по стране был бардак, а вот фаст фуд был как на Западе. Не бывает такого. Совеский фаст фыд был на уровне всего остального, но в городе всегда можно было купить булочку, пироженое или пирожок, купить стакан сока почти в любом магазине и за 20-40 копеек утолить голод. Я и теперь так делаю, живя в западноевропейской стране, но пирожков здесь нет, булочки далеко не такие вкусные, а круасаны надо разогревать. А заходить в Мак или БургерКинг как-то не хочется слишком часто. Как зайдешь, так 600-800 калорий и проглотишь, а это нехорошо для организма.
ОтветитьНе хочу вас обидеть, но, если вы жили и живете там где говорите, у вас явно лучший был и есть выбор, чем булочки с маком и пирожки на маргарине из совка. Я даже не буду приводить пример. Мне просто лень. Потому, что это полный бред жить там, иметь выбор и все равно прийти к булочкам с маком и повидлом из совка((( в любом европейском городе, тем более американском (как пример беру Нью Йорк , Филадельфию, Бостон, Чикаго - там бывал) полно семейных булочных с прекрасной выпечкой и хлебом. А про сок в совке это тот, что продавался в граненых стаканах из некой ёмкости в виде перевёрнутой большой бутылки с краником у горловины?))) и рядом стояла замызганная ёмкость с солью для удобрения разбавленной томатной пасты, которую выдавали за сок???? Угораю 🤣 )))
ОтветитьУГОРАЮ 😂 , 21:00, 4.09_____👍Да , не было в сесесере соков акрамя томатного и берёзового, помню как в 1988 году оказался в Североморске и зашедши в в местный магазин был ошарашен различными диковинными соками в литровых жестяных банках , коих и прикупил штук десять разных там персиковых, ананасовых, апельсиновых, сливовых, и специально купил томатную пасту в жестянке литров на десять , чтобы потом её разбавлять водой получая что-то типа томатного"сока" 🤣
ОтветитьУ вас проблема не с маком или бургером, а с английским языком, подучите, и вам откроется огромный выбор кухонь со всего мира и на любой кошелёк. У русских в Америке проблема, они из совка выехали, а из себя совок не выгнали.
Ответить"Как зайдешь, так 600-800 калорий и проглотишь, а это нехорошо для организма."
ОтветитьВы наивно считаете, что в каком-нибудь пирожке с котятиной, жареном на столетнем фритюре, или сладкой булке из белой муки с маком и тонной сахара, калорий меньше? Если каждый день такими булками да еще со стаканом сладкого сока перекусывать, то не только в дверь перестанешь влазить, но и все здоровье посадишь.
... так почему тогда не было наших драников со сметаной, мачанки с блинами...? Так как у власти были тупоголовые коммуняки...
ОтветитьЭтот миронович сам не видел и даже не общался с теми кто посещал всякие там пирожковые пышечные чебуречные где всё это подавалось посетителю с пылу-жару на улицах в определенных местах стояли тётки в белых халатах и фартуках с сорокалитровыми кастрюлями на табуретках со свежайшими беляшами чебуреками и пирожками с повидлом творогом капустой картошкой ливером мясом. Миронович видать черпал информацию от завсегдатаев рюмочных и прочих подобных заведений как правило расположенных в полуподвальных помещениях реже в павильончиках с мутными стёклами и рыжым тюлем
ОтветитьСо СВЕЖАЙШИМИ, беляшами, чебуреками, пирожками.
ОтветитьМожет они и были свежайшие, только вот начинка, особенно мясная, свежайшей уж точно не была. В употребление годились, без риска для здоровья, только пирожки с повидлом.
Таки да с мясной начинкой часто были проблемы)
ОтветитьЗаметил, что в странах, где все поголовно носят меховые шапки и воротники, большой выбор пирожков с мясной начинкой. В других странах предпочитают хороший стейк вкуснейшим пирожкам))
ОтветитьНе думаю что что шашлык антрекот рулька и прочая подобная снедь попадает в разряд фастфуда думаю как и стейк) ну а хороший беляш даст форы какиму нибудь хотдогу или гамбургеру))))))
ОтветитьМоя мама строго-настрого запрещала покупать на улице пирожки с "мясом" или чем-то подобным. Говорила, что можно сильно отравиться и что знает даже смертельные случаи. Разрешалось нам с братом покупать только пирожки с повидлом (в крайнем случае - с капустой) - ими сложнее отравиться. Но и так - пирожки на улице покупались только с сильной голодухи! (1974-1980; Брест)
ОтветитьЯ сам путём проб и ошибок чтобы не попасть в пикантную ситуацию отказался от употребления пирожков и прочей подобной снеди с мясной начинкой)))))))))) ел беляши только в своей заводской столовой где их и готовили)
Ответитьну не пирожки с повидлом были вкусные когда свежие по 5 коп
ОтветитьЯ помню малым сильно отравился чебуреками. До сих пор помню. Это был 1967 год.
ОтветитьГЫ-ГЫ , 15:44, 4.09 гыгыкай дальше небыло тогда чебуреков в лучшем случае беляши и да в БССРвсе было а в расейскай сср масло мясо сахар итд и при ссср были по талонам и вот там пирожки были не с мясом а с рисом или с яйцом а мясо было только в ресторане щи в столовых были без сметаны так что не звиздеть
ОтветитьОткуда столько желчи товарисч? За чебуреки я таки вам скажу что в Одессе они были за более ранний период спорить не буду но когда в СССР начал появляться частный общепит чебуреки были точно и если вы погуглите "горбачев перестройка" то вы будете гыгыкать сами над собой
Ответить"определенных местах стояли тётки в белых халатах и фартуках с сорокалитровыми кастрюлями на табуретках со свежайшими беляшами"
ОтветитьИ продавали их целый день - на жаре без холодильника, брали грязными руками, потом теми же руками деньги, потом снова вытирали их о ваш беляш. Помыть руки такой тетке было негде по определению. А про одноразовые перчатки тогда и слыхом не слыхивали. Так и жрали, что дают, и делились микробами со всем районом.
Помню пельмени из пельменей, где вместо мяса перемолотые кости
ОтветитьВАССИСУАРИЙ, 14:09, 4.09
ОтветитьЯ жила, я.
И не один день.
Мирович, конечно же не помнит, а я помню... как в далеком 1965 году в моем шахтерском городке открывалась первая домашняя кухня!
Торжественно так открывалась, мол, облегчим быт нашим женщинам.
Справедливости ради скажу, что начинание было неплохим.
Не секрет, что не все женщины любят и умеют готовить.
Кухня помогала им разнообразить меню семьи без особых затрат.
Вначале блюда были действительно неплохими, съедобными.
Помню, выпечка хорошая была.
Но длилось это не долго.
В сумках и сумочках понесли работники кухни продукты домой.
Продукты, которые должны были быть в блюдах.
Естественно от этого вкус блюд не улучшился, а совсем наоборот.
Народ сразу понял, где собака зарыта.
И все...
Популярность заведения угасла.
Домашняя кухня в "умелых ручках" наших "честнейших и добрейших" граждан
превратилась в убогую столовку!
"Популярный блогер"!?,да не так на западе,без ярких упаковок, и не такое разнообразие,но для меня вполне прилично было перекусить свежим кефиром с булочкой или пирожком!Не надо утрировать!
ОтветитьВ совке каждый день был праздник. Помню, как до конца 80-х никак не мог наесться пирожков с мясом, такая вкуснотища! По 5 копеек. А потом решился и купил сразу 5 штук вместо 2-3, как обычно. После этого не ем и слава Богу. Дерьмо редчайшее. Да, на фоне катастрофической бедности и убогости, умноженых на полное незнание того, что творится в остальном мире, любое дерьмо казалось шоколадом. И пиво у нас было лучшее, и пирожки и колбаса.... Смешит, когда коллега, родившийся в 1986 году взахлёб рассказывает, как хорошо было в совке...
ОтветитьПирожки с повидлом были хороши) а вот с беляшами чебуреками и пирожками с мясом бывали проблемы. Ну а почему нельзя было вспомнить молочные бары и другие подобные заведения где был ассортимент от молочного коктейля и мороженого до легких алкогольных коктейлей и хороших крепких напитков. Я ходил по этим тропам а вот где шарились источники информации мироновича он описал сам
ОтветитьА можно про лёгкие алкогольные коктейли и про хорошие крепкие напитки при совке по подробней пожалуйста, уважаемый ГЫ-ГЫ.
ОтветитьВы не поверите но в барах был широкий выбор марочных вин как сухих так и крепленых мускатов настоек бальзамов ромов бренди коньяков производства СССР и других стран стран мира)это всё можно было пить как в чистом виде по отдельности так и в составе коктейлей названий и рецептуры не помню если вы хотите судить о совке по рассказам тех кто предпочитал раздавить пузырёк шмурдяка на троих и так несколько раз подряд зкусив все это одним плавленым сырком с плесенью или задервеневшим пирожком с душком где-то в подворотне или за углом то это ваше право ваше право считать что было только так и никак иначе)
ОтветитьМне, уважаемый Гы-Гы, 60 лет, я родился и вырос в Минске, так же как и мои бабушки и дедушки, в интеллигентной семье, так что про совок знаю не по рассказам и шмурдяков в подворотне, как вы выразились не пил, не судите всех по себе. А вот про рестораны и бары знаю. Про какие коктейли и марочные вина вы мне хотите рассказать, выбор спиртного был очень плачевный, что в ресторанах, что в магазинах. А коньяк нужно было заказывать бутылкой да и чтобы при вас открывали, иначе вам ну точно не коньяк подсунут. Вспомните с чем ходили то в гости, брали водку, коньяк, так называемое шампанское, которое вовсе и не шампанское, ну или сухое вино советского, или в крайнем случае болгарского разлива, других вин просто небыло. А чтобы делать коктейли нужны спиртные напитки которых в совке не продавали. Разве что кровавый мэри можно было сделать, ну или ерш, вот все в принципе и коктейли. Только не нужно мне говорить про валютные бары.
ОтветитьВ Эстонии был классный ликер Vana Tallin для коктейлей. Но чтобы взять в Крыму Мускатное шампанское надо было купит билет на прогулочный корабль ( часовая прогулка) и там в буфете купить. Это я помню . А в магазине из импортного коньяка был только Pliska из Болгарии.
ОтветитьВсе верно, но этот ликёр был только в Эстонии, Рижский бальзам только в Латвии. Армянский коньяк в только Армении. Ассортимент очень скудный.
ОтветитьВы наверное замечали в менее интеллигентных но более обеспеченных семьях в стенках (так называлась мебель) застекленные секции заставлялись в перемежку с хрусталем распитыми и заполнеными подкрашеной жидкостью бутылками из под импортного алкоголя)))) у отдельных любителей подобного шика такие бутылки стояли и на секциях и шкафчиках кухни)))))) вы можете со мной спорить но в совке была и модульная мебель совковая фабричная серийная но была не у многих но была и откуда брались пустые бутылки из под импортного алкоголя я знаю а вы нет)))))))))))
ОтветитьУважаемый ГЫ ГЫ, речь идет о вещах доступных гражданам сссрии, а не отдельным личностям, которые имели связи или которым привозили те или иные вещи из за рубежа. Разницу видите?
ОтветитьХорошие крепкие напитки из местных (СССР, на всякий случай уточню) - коньяки. Если человек зарабатывал, были доступны и другие, импортные. Все могли зайти (по деньгам и по свободному входу) в молочный бар возле Дома Кино (где - квест для блогеров). Это была смесь молочного и бара.
ОтветитьВ баре Дома Кино были хорошие напитки, но пускали не всех. В гостинице Минск были рестораны, где можно было купить все, если были деньги конечно.
Это что рядом, в одном месте. Таких мест хватало по стране на всех желающих и "могущих". Так же как и сейчас, впрочем.
Про магазины Березка надо говорить, или это уже совсем неправда и было никому недоступно? (В них был достаточный выбор даже для эстетов).
Можно было поехать в Вильнюс пообедать. Там выбор напитков и уровень обслуживания в ресторанах был на порядок выше.
Сейчас тоже хорошо жить тем, кто "устроен". И наоборот.
Ну конечно если сравнивать мускат 0,5л 19⁰ по цене 7-8руб и водочку 0,5л 40⁰ по цене 3,62 то по цене за градус для большинства водока была вкуснее )))
ОтветитьДа не в цене дело, а в выборе, который в совке был беден во всех полностью сферах жизни. Ну а про то что написал Марат, все это было не для всех, и Дом Кино и Березки и валютные бары в Юбилейке и других местах.
ОтветитьПроблема СССР была в том, что всё старались сделать доступным по цене народу. В результате - дефицит. А надо было делать, как сейчас. Хочешь коньячек приличный - пожалуйста, 300 долларов. Хочешь новую машинку, хотябы типа Жигули - пожалуйста, корейцы по 15000 юсд. Или даже сами Жигули)) но тоже по 15.
ОтветитьВыбор есть - а купят далеко не все.
В СССР бедный выбор был в официальной жизни. Если были деньги - было всё, как и сейчас. Ну а если не было денег, так же как их нет и сейчас, то конечно, это да...
Дефицит в совке был не потому что , как вы выразились, правительство старалось все сделать доступным по цене для народа. Плевать коммуняки хотели на народ, народ был полностью бесправен, рабы да крепостные. Народ был для государства, а не наоборот, как в нормальных странах. Дефицит был прежде всего из-за глупейшей плановой экономики, отсутствие частного бизнеса, колхозно-совкового хозяйствования на селе. Посадите коммунистов управлять Сахарой и там через некоторое время песок станет дефицитом. А что касалось цен при совке на дефицит, так извините, цены были даже очень высоки в сравнении с зарплатами. Те же жигули, даже по гос цене стоили 6000 рублей, а обычный человек в среднем в год зарабатывал 2000 тысячи, т.е нужно было работать 3 года, ни есть, ни пить, чтобы собрать на машину. Где вы видите дёшево? И так было во всем.
ОтветитьМАРАТ, 20:00, 4.09
ОтветитьПодозреваю, что вы не поняли суть сссрии.
Продукты не делались сами, как вы понимаете.
Их делали люди.
Люди привыкли, людей приучили воровать на рабочих местах.
На этом сайте время от времени всплывают такие перлы "Через нашу проходную пронесу и мать родную."
Или про гвозди с работы...
А теперь скажите, вы уверены, что по более дорогой цене вам продадут именно то, что вы хотите?
Вам знакомо слово "пересортица".
Когда мешали дорогое с дешевым.
Рис по 80 копеек мешали с рисовой сечкой по 48 копеек.
Муку по 26 копеек мешали с мукой по 41 копеек.
Суть сссрии - это массовое воровство.
Так что коньячок по 300 долларов мог быть из чего угодно.
Как-то так...
Подозревать не стоит. СССР остался в истории вместе со своими лексиконом и сутью.
ОтветитьСмысл моих сообщений - не надо поливать дерьмом, все, что было в социалистическом прошлом. И не надо думать, что всё в капиталистическом будущем будет прекрасным. Как повезет. Всё как всегда.
МАРАТ, 2:24, 7.09
ОтветитьТо есть...
Семью моей мамы раскулачили в 1932 году.
Моя мама пережила две голодовки, в 1937 и в 1947.
Мои сельские родичи жили без паспортов, т.е без права покидать место жительства, с 35 по 74 гг.
Мои родичи в колхозе не получали денег, а только трудодни.
Вы это называете поливанием дерьмом?
Мои родичи и родичи моего мужа никогда не летали самолетами, никогда не отдыхали на море, никогда не обедали в ресторанах.
Моя тетка, всю жизнь проработала в колхозе, заработав 12 рублей пенсии, не сносила ни одной пары красивых туфель, все больше в валенках, да кирзовых сапогах!
И это вы считаете поливанием дерьмом?!
Да жизнь всех моих родичей просто вопит о несправедливом обустройстве жизни в сссрии!
Их хозяйственность, трудолюбие и честность заслуживали гораздо большего, чем им давала сссрия!
Так вот.
Я вам рассказала о событиях моей жизни, которая протекала в сссрии.
А вы, уважаемый, просто кинули лозунг, не подкрепленный никаким аргументом.
МАРАТ, 2:24, 7.09
ОтветитьКак повезет...везение...
Мой дед всю свою жизнь работал, наживал хозяйство, прикупал землю.
Работала вся его большая семья.
Без батраков.
Если бы не события 32 года, семья достигла бы хороших результатов в уровне жизни.
Полагаю,что это не везение, а трудолюбие и рачительность, хозяйственность и усердие.
Оно или есть или его нет.
Тема интересная, но это уже большой отход от темы...
Я не говорю за изысканные вина для очень состоятельных людей но средней ценовой категории выбор был большой даже если брать только СССР от кавказа до Крыма и Молдавии ....
ОтветитьЕдинственное что может обьяснить наши разные мнения об ассортименте спиртного советского периода то что провести время с девченкой в начале восьмидесятых для вас уже было не актуально или у вас был другой взгляд на жизнь и другие приоритеты и я допускаю что в начале семидесятых ассортимент был гораздо скромнее
Как я уже говорил выше, все познаётся в сравнении. Ассортимент винных магазинов в совке, с ассортиментом винных магазинов на Западе. Это как сравнивать, например, Лондон с каким-нибудь Урюпинском, и это был 84 год, когда я впервые попал за границу (моряк загран плавания). Ассортимент спиртного в совке был очень убогий, как и вся в принжизнь советских людей. Люди в совке были счастливы, они просто не знали, как плохо они живут.
ОтветитьА і яшчэ смешней бывае, вунь на СТБ адзін маладзён распавядае якая СССР была вялікая дзяржава.Адмыслова пацікавіўся дык ён с 90 га года нараджэння.Ну, ну..А што датычыцца гэтага фастфуда дык лепей яго ня есць ні той і ня гэты, ні заходні ні саўковы.
ОтветитьСССР наверное был великой державой с точки зрения военного потенциала но большинству людей в нём жилось паршивенько
ОтветитьВот здесь Гы-Гы, я с вами согласен.
ОтветитьНо о том что они живут паршиво многие не догадывались))))
ОтветитьНу на самой справе, а як тут здагадаешся калі з усіх трох праграм тэлебачання кажуць што ТАМ жывуць яшчэ горш .Да і ў кожнай газеце рубрыка " За руб яжом" ды " Іх нравы" А ўжо там...і табе Леанардаы Пелетэры, і Анжылы Дэвіс.А я хоць і быў малы але не надта даваў гэтаму веры.
ОтветитьВеличие державы должно определяться не площадью территории или количеством танков, а в первую очередь - уровнем жизни её граждан.
ОтветитьСоглашусь и добавлю - не только с военной. Со многих других тоже.
ОтветитьКаким образом после лагерей, как С Королев, например, это удалось осуществить - загадка.
История - полезная наука.
МАРАТ, 20:10, 4.09
ОтветитьЧтобы быть сверхдержавой, мало иметь большую территорию и большое население.
Сссрия, имея такую большую территорию, с таким количеством жителей,
имела поразительно низкие экономические успехи.
Не тянет она на мировую державу.
Империя, это да.
И у России, кстати, те же проблемы с величием...
Это так но когда после войны сельские жители никуда без паспортов не могли выехать кроме как на учебу или в армию и в семидесятые годы люди ещё жили в бараках и списаных пассажирских вагонах с удобствами рядом в то время когда космические корабли бороздили просторыры вселенной это была не загадка а реальная история
Ответитьэто не не прилично по тем временам это была нищета ибо комплексы стоили от 60коп до 1 рубля
ОтветитьКралi усё, дый безбожна, асаблiва ежу.
ОтветитьАкрамя пiражкоу-чэбурэкау, хутка паесцi было не магчыма.
Цi як той Алесь з "Аперацыi Ы", хлеб з малаком цi кефiрам.
А пiва не з бутэлек, дык яно хучэй мачу нагадвала, чым пiва. Вады туды плюхалi 3 разы, не меней.
Але ж #заябацькам добра, вось iх трэба без грошай у зямлянкi з вялiкiмi чэргамi
Одну знакомую проводницу в то время отправили если кто помнит в старое здание вокзала на второй этаж в ресторан помогать поварам, вернулась она в шоке и сказала что больше пирожки-беляши с "мясом" никогда не купит , так как ей пришлось целый день обдирать ножом и вилкой свиные варёные головы. на вопрос куда эта обдирка пойдёт ,повара ответили что голодному пролетариату в пирожки и беляши. Но у нас ещё в Беларуси хоть какие-то санитарные нормы были , а один мой товарищ в Москве скушал пирожок идя в кинотеатр, в общем туалет он так и не успел найти 🤣, жильцы дома того двора куда он забежал его чуть не убили когда он мылся снегом и переодевался, с тех сесесеровских времён он никогда не пользуется фастфудом.
ОтветитьПродукты, получаемые из варёных голов свиней - это всё натуральное.
ОтветитьЧего не скажешь о сегодняшней колбасе. Варёной особенно. Вкус пластика пробивается через все маркетинговые уловки.
А я - помню первую советскую варёную Докторскую. Был просто фурор. Вкус - нежнейший. Все так и ломились её купить.
Знали бы они, что с этой колбасой сделают через полсотни лет...
Да, возможно тогда было больше натурального, и колбаса и сосиски вкуснее , особенно Докторская , но те пирожки и беляши с "мясом" в которых были свиные глаза, лычи ,уши как-то тогда не вызывали аппетита. А вот за чебуреками иногда любили себя побаловать🤣.
Ответитьа знали бы Вы из чего эта вареная колбаса была сделана особенно чайная и тд то никогда бы ее не ели Я проходила практику на Минском мясокомбинате и первый раз увидев это плохо спала не то что ела Да была и другая колбаса сделанная по гостам и из другого сырья но поверьте в магазины Минска она не поступала
Ответитьхе ломились бо была только докторская и потом любительская и стоила 2-20 2-40 за кг FABULOUS SORCERER, 14:52, 4.09
Ответить"А я - помню первую советскую варёную Докторскую. Был просто фурор. Вкус - нежнейший. Все так и ломились её купить."
ОтветитьВы этого помнить не можете - ибо эту колбасу начали выпускать в 1936 году.
Помню беляш (чем не фастфуд, почти шаурма того времени))) на ЖД вокзале в Осиповичах.Чуть дуба не дал потом...
ОтветитьХотя, кто «вакцинировался» туалетом на этом вокзале в совковые времена, уже ни одна зараза не возьмёт:) про это надо писать отдельно. Мировичу новая тема - туалеты в сссре.
И все же интересно, а как там сейчас туалетная вокзале? Уж очень я его с детства запомнил.
ППППППЦЦЦ, 14:43, 4.09___👍👍👍🤣🤣🤣Да уж , помню эти Эм-Жо перед сквером по ул Бобруйской там напротив где трамвай единичка останавливается , и на улице Дружной - туда нужно было заходить в противогазе, так же там лежали кирпичи по которым ходили люди чтобы не запачкать ноги. Но самое удивительное было для меня когда я очутился в Ватикане, там народу тыщи ходит , но когда я посетил это общественное место меня удивило что там был запах цветов , ей Богу клянусь вам, там пахло цветами, как практически и во всех общественных туалетах Италии .
Ответитьмне в 90 пивезли английский литровый дихлофос и пах он ЛИМОНАМИ
ОтветитьХуже то, что сейчас копчености пахнут искусственно созданными ароматизаторами, "идентичными натуральному запаху копченого мяса"))
ОтветитьМировичу новая тема - туалеты в сссре.
Ответить----------------------------------------------------------------------------
А что, сейчас с туалетами лучше стало? По моему, что сейчас -жуть, что тогда-ужас!
Да, туалеты в сссре - это самая жуткая жуть того времени. Из всех кошмарных снов, которые мне иногда снятся, туалет 60 - 70-х годов - самый страшный сон. Не приведи господь вам, детки, это увидеть! А "пирожки с ливером" голодной студентке одного из минских институтов в 60-е годы вышли кровавым поносом.
Ответить-Вонючие чебуречные
Ответить-вонючих вокзальных пирожковых
В детстве жил возле Колоска, который был напротив киностудии. Там не воняло, а всегда вкусно пахло пирожками. Вкус детства. Они были с картошечкой, мясом, повидлом, капустой. Очень вкусные и всего за 5 - 8 коп.
Мне полтинник. Живу в Гомеле всю жизнь. Подтверждаю все что автор статьи написал.
ОтветитьМне за 60. Тоже подтверждаю - автор прав. И вообще поражаюсь тем людям, которые ностальгируют по СССР. Отвратительное было государство.
ОтветитьПоддерживаю вас полностью ТТТ, мне тоже 60 .
ОтветитьМне за 70. В начале восьмидесятых пришлось быть в славном городе Горбатово, что под Горьким, ныне Нижним Новгородом. Пришлось увидеть такую картину. В углу площади стояла пивная бочка и нехилая очередь из мужиков определенного типажа. Когда подошел поближе, то увидел, что вместо бокалов используют три или четыре пол-литровые банки. Но самое страшное... к бочке не была подведена вода. Когда очередной клиент пьет пиво. очередь торопит его, и освободившаяся заветная банка тут-же передается продавщице. Зрелище не для слабонервных .
ОтветитьКак-то и я был месяц в командировке в Горьком (Нижнем Новгороде)на котором МИГи клепают это был полный пи.... таких точек общепита и магазинов в Беларуси я не видел питаться можно было только в заводской столовой на ужин еду покупал в заводском буфете. По приезду домой отойдя от шока я понял как я недооценивал красоту свего города и понял как я люблю Беларусь)
ОтветитьКалі служыў ў войску то сустракаў хлопцаў э Расіі якія сметанковае масла першы раз у гэтым войску і забачылі.
ОтветитьХочу добавить что чем больше ездил по городам России (благо на почтовых ящиках было сносное снабжение продуктами питания) мне всё больше и больше нравился мой город с выбоинами на асфальте и не совсем свежими фасадами зданий и уменя отпал вопрос где снимают художественные фильмы о послевоенном времени и это были восьмидесятые годы судя по современным фильмам о том времени мест в России для натурных съёмок ещё в достаточно
ОтветитьДа, советские пирожки.
ОтветитьТе самые, с повидлом, мясом, картошкой, капустой. Чуть слюной не подавился, вспоминая.
Современный МакДональдс поражает цифровой крутизной. Уже нет тех орущих не в себя: Свободная касса. Тискай себе кнопочки, стой в очереди, как в банке каком.
Да только фастфуд, ими предлагаемый - на порядок хуже того, советского. По вкусу, полезности, да и просто по ощущениям.
Авы знаете что при совке продукты питания молоко сметана мясные и т д были гораздо выше качества чем сейчас И лапшу на уши не вешай недалекий автор этой статьи ты там не был и не суй нос куда не следует А развития т е рекламы не было Зато ты такого вкусного и качественного не ел и уже тебе не суждено сьесть
ОтветитьМИР, 15:29, 4.09
ОтветитьКонечно же знаем.
Вот я вам сейчас расскажу...о вкусном и качественном.
Жили тогда, по магазинам ходили, вернее, бегали.
Из одной очереди в другую.
И были у меня друзья, которые работали на местном мясокомбинате.
И были у меня друзья, работающие на местном молокозаводе.
Они и сами не пользовались продукцией своих предприятий и мне не советовали.
Колбасы, к счастью, в моем рационе не было никогда.
С детства не приучена.
А вот с молочным беда, приходилось покупать, кипятить, процеживать.
А вообще то, тема женская.
Кто как не женщины знают о вкусной, полезной и здоровой еде.
Пра мясакамбінаты, працаваў мой дзядзька, смешная гульня была у працаунiкоу, першым прыбегчы у цех дый уключыць мясарубку, пасля ракой лiлiся мяленыя пацукi з мышамi. А калi рабiлi каубасу дзеля партыйных бонзау, дык загадзя быу сандзень усё мылi дый глядзелі каб мяса было свежым. Ну й вядома ж тую каубасу кралi усё хто мог.
ОтветитьЧаставау й мяне дзядзька партыйнай каубасой-супер, а звычайную адстаяушы у чарзе не мага было есцi.
Вось такое шчаслівае дзяцінства было.
ЗЫ маю пад 50 год, таму жыу з нараджэння на гэтай, беларускай зямлi
Мы знаем про нормализованное 1% - ное молоко после которого бутылку мыть не надо - можно сразу нести сдавать.
ОтветитьИ анекдот знаем времен СССР:
В магазине на прилавке лежат две курицы — одна наша, другая импортная — разговаривают.
Импортная:
— Смотри какая я — вся в наклеечках, в кульке целлофановом, мясистая, пухленькая, аппетитная! А ты вся синяя, в пупырышках, в перьях — смотреть противно!
— Зато я своей смертью умерла!
Да, и я пирожки помню.
ОтветитьЖареные.
По 5 копеек.
В большой кастрюле с маслом.
Предприятие, где я работала, находилось у рынка.
А там была пирожечная.
Вот девчата командируют кого-нибудь со списком -
кому сколько и с чем.
Брали, в основном, с горохом или капустой.
А кто-то не брезговал и котлету в тесте.
Хорошо, если попадали на свежее масло...
Его меняли лишь один раз в день!
К концу смены, это было уже не масло, а олифа!
Но кто тогда об этом думал.
Изжоги еще не было.
Желудок молодой, все переваривал, и зажаренные пирожки в том числе.
Не надо всё описывать в сером цвете ,был в Минске в своё время возле Коморовки ,,Шинок у Лявона" , чтобы туда попасть очередь надо было отстоять,и еда и пиво всегда были нисвежайшее,а пельменные какие были ,не чета вонючим,химозным К ФС.
Ответить"Шинок у Лявона" был неплох. По сравнению с другими аналогичными заведениями Минска. Но вы, наверное, просто не бывали в те времена в пивных Риги, Таллинна, Вильнюса.
ОтветитьМне 72 года и я согласна с Вами Чтобы так ностальгировать о прошлом нужно было в тот момент иметь возможность сравнивать И радоваться что чтобы попасть в *Шинок* нужно отстоять очередь и что там очень вкусно- отстояв пару часов все будет вкусно особенно зимой или осенью- Жалко что люди это так и не поняли
ОтветитьШынок у Лявона был в принципе практически одним более менее относительно приличным пивным баром в Минске, да и там однажды из кувшина с пивом, (а они, как вы знаете, были глиняные, не прозрачные) в бокал попала грязная салфетка. Выходит плохо мыли, а может быть не мыли вообще там кувшины и бокалы.
ОтветитьСтранная программа, там где ставлю минус рисует 2 плюса, а там где ставлю плюс - 10 минусов. А что касается колбасы и сосисок, то они действительно были вкусные, до 1991г., Правда они были редкостью и не всем хватало, потом пропало всё, а на то что осталось даже мухи не садились - брезговали. Изредка что-то делали частники, пока их не задушили так и не дав развиться. Колбаса вновь появляется в 1999г., имеет по краям нежно-зеленый цвет и жуется как туалетная бумага. Что-то путное появилось после 2005 г., Когда развернулись частные компании и госмясокомбинаты. С тех пор ничего не поменялось. Колбасные изделия нынче вкусные, однако вкус одинаковый у всех. Что касается фастфуда советского, смотря что считать фэстфудом и у кого покупать. Булочки, коржики, кексы были вкусными и доступными в магазинах. Пирожки, беляши и чебуреки лучше было покупать у частников. Потому как в магазине они были уже как рубероид в лучшем случае, а в худшем ими можно было разбить стекло.
ОтветитьМирович пишет про совок, причём здесь 1999 год, 2005. Какие частники с пирожками, беляшами при совке? Вы это о чем?
ОтветитьПри перестройке появились и фрезеры для продажи мороженого и гамбургеры с кетчупом и горчицей и котлетой непонятного советскому человеку какого-то совсем не горчичного и не котлетного вкуса и много чего ещё. Это было при Горбачеве когда он был генсеком СССР
ОтветитьВ беларуских колхозах были небольшие мясные цеха, конкуренция мясокомбинатам, продукция продавалась через коопторг.
ОтветитьПишу со зла,что сразу не рассказал ОЧЕНЬ БОРОДАТЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ на эту тему анекдот.Потому что заткнул бы многим поборникам "савецкай улады-ябатькам" рот. Начальник цеха-токарю Иванову:завтра у нас зарубежная делегация,сообрази "тормозок" поприличней,без сала с луком.Назавтра Иванов в обед ест бутерброд с черной икрой,делегация в восторге!После ее ухода начальник будит спящего за станком Иванова-ты что?-Ага,ты попробовал бы всю ночь глаза из кильки выковыривать!
ОтветитьКогда генсеки менялись как листки на календаре так и было.Если же немного дольше заглянуть 70-80 то там бардака такого не было.Одна только абривеатура ОБХСС заставляла торгашей распихиввть по родственникам все что можно конфисковать .Внеплановые проверки были обычным делом.если муху в зале заметят то можно и партбилет на стол положить а это жирный крест на карьере.Сейчас уже забыли что такое госконтроль хотя зарплаты чиновники в кабинетах получают исправно.У госконтроля не должно быть кабинетов,командировки.
ОтветитьМассовые проверки ОБХСС, а также посадки не только работников торговли, но и корумпированных чиновников начались не с 70 годов, начались они после смерти дорогова Деонида Ильича, при Андропове. А до этого товарищ Хрущев немного успел пересажать и даже некоторых растрелял, за воровство.
ОтветитьКакой-такой ОБХСС в Осиповичах или Шчучыне?:)
ОтветитьДа и вообще, лучший ОБХСС - конкуренция и капитализм!
Вы не поверите при конкуренции и капитализме есть контролирующее органы что ОБХСС по сравнению с ними это детки бегающие с сачками ловящие бабочек
ОтветитьСАШУНЬЧИК, 16:53, 4.09
ОтветитьВы соскучились по ОБХСС и по госконтролю? По внеплановым проверкам и конфискациям? По вашему без этого никак?
Не нужно истории из забитой российской глубинки выдавать за повсеместное . Блинная на Веры Хоружей всегда можно было вкусно поесть и выпить не дорого , чисто и прилично . Чебуречная на Чкалова , и обычные пивнушки в Минске не были грязными а пирожки я покупал к пиву только с рыбой за 8 коп . Про Прибалтику и говорить не стоит , всегда приятно было ездить во Львов , Киев , в Молдавию можно было за 25 рублей самолетом туда обратно и попить натурального вина за одни день . А если статья про жизнь Россиян в РФССР то так и надо обозначать , все зависит от людей и тех кто руководит предприятиями , в РФ испокон воровали больше и серьезнее , а на людей было плевать , и вот мы видим к чему это привело -- это ПУТИН и ЛУКАШЕНКО , воровство - вранье и преступления, и причем безнаказанно а значит это МАФИЯ господа и с ней выборами не выиграть .
ОтветитьСлушайте, вот не надо чушь нести. Я не знаю, кем вы или ваши родители были при совке, но 99.9% людей не могли себе не только позволить "за 25 рублей самолетом туда обратно и попить натурального вина за одни день", но даже помыслить о таком. Где жили, там и ели. И если не жили в Москве, и не были партийными бонзами, то питались на редкость отвратно.
ОтветитьВ царской России для некоторых и пирожные возили из Парижа, и шляпки...
ОтветитьТолько вот, когда в 1861 году в Англии метро запускали, царская Россия только отменила крепостное право.
Во, вспомнила.
Муж рассказывал, что из Магадана в Москву некоторые экзоты летали в ресторан, пообедать.
А некоторые, ожидая самолета в Магадане, так проигрывались, пропивались, что и домой не надо было лететь.
Но то ж Магадан, столица Колымского края...там много баек можно услышать...
PS Из моего города до Москвы напрямую примерно 700 км. Билет на самолет стоил 22 рубля, это в 1979 году.
На поезд из Донецка до Москвы билет стоил 11 рублей.
Это все в одну сторону естественно.
А можно про фастфуд при Пельсудском ВКЛ и Княжестве Полоцком.
ОтветитьВ те времена шинкари обеспечивали как путников так местных жителей отменным фастфудом сало с хлебом был самым простым фастфудом
ОтветитьПомню эдак лет шестьдесят назад, "черняжка кирпичек" стоил 14коп. Отрежешь горбушечку, еще тепленькую, маслецем подсолнечным окропишь, солькой сверху и так смачна!!! А рядом пацаны:"дай смана, дай цека"!!! Конечно делились все. Или почти все!!!
ОтветитьВсе познаётся в сравнении, а когда сравнивать особо не с чем, то и считаешь себя самым счастливым с тем, что имеешь.
ОтветитьОсобенно вкусно когда эту черняжку стыбзишь возле сельпо прямо из хлебовозки при разгрузке))))))) вы не подумайте хлеба в доме всегда было в достатке просто сворованные ночью соседские яблоки при тщательно спланированном целой бандой налёте были вкуснее чем доморощенные а стыбзить буханку черняжки днём и не засветиться это был вообще высший пилотаж))))))))
ОтветитьГоспадя, вы хвастаетесь что ели какое то гно!?
ОтветитьМногие, как и Мирович оценивают Союз по Минску. Или по картинкам. Это была огромная страна. Со множеством национальностей, обычаев и традиций. Я очень много поездил по стране . Минск это середина тех порядков при совке. Бывал в таких общепитах, что последняя Минская забегаловка это рай. Но частенько Минские "столичные меню" выглядели очень убого. Везде было по разному. Но во всех славянских больших городах было , мягко говоря, не очень хорошо. Хотя Украина выделялась в лучшую сторону.
ОтветитьПомню привозили из-за границы бутылку 0.5 Кока-Колы.
ОтветитьРедкостное угощение. Скатерть, маленькие рюмочки.
Разливали - смаковали "дивный напиток".
(Правда в позднем СССР похожую по вкусу "Пепси колу" можно было купить).
А бананы - привозили в Минск из Москвы зеленые.
Ложили на батарею, чтобы "созрели".
Потом брали банан - и нарезали, как сухую колбасу.
Чтобы каждому досталось по маленькому кусочку дивного лакомства.
Недавно нашел бутылку водки, выпущенной в СССР, в гараже.
Открыл - ужас какой-то ацетонно-сивушный.
Вылить пришлось.
Но батоны с кефиром были. С голода не помрешь.
О совке.
ОтветитьПодрабатывала в столовой во время обеда.
Заведующая очень меня жалела, что живу на зп.
Хвалилась, что за 30 лет работы ни разу даже хлеба не купила.
Это была скромная заведующая. Можно сказать, честная. Заслуженные работники торговли и общепита хвалились другим.
Ответить57. Все верно написано. Даже прикрашено, а комменты почему-то только о Минске,вспомните райцентры и другие городки,или п.г.т.
ОтветитьА почему никто в коментах не пишет сколько в конце 80х было гастритов и язв. А было это 80 - 90 процентов населения. Даже у детей в школе к 8му классу были гастрит. А также гельминты и перхоть хорошо видн на школьной форме
Ответитьи трехразовое питание : понедельник , среда , пятница !
ОтветитьА мне нравятся комменты, откровенно говоря.
ОтветитьГолодное детство, ностальгия по дешевым пирожкам, которых было не укупить, потому как денюжку на них надо было копить.
СССР был разный, о чем юноша-блогер даже не догадывается. Да, в целом чебуречные были нериглядные, но я в семидесятых-восьмидесятых знал пару мест в Москве(не Кремль или еще что-то власти близкое), где были чудесные чебуреки. В Минске чебуречных я не знал. И т.д, и т.п. Было в каждом городе что-то свое. Долго рассказывать.
Но если сравнивать, то с общепитом западным того же времени. Там, вы думаете, было лучше? Там были свои заморочки, но это тоже отдельный разговор.
А что сейчас? А, вы наверное думаете, что Маки и Кентуккийские Цыплаки ваше всё? Так я вас огорчу, те котлеты, которые продаются у нас, слабо похожи на те, что юзают штатцы. Лучший бургер в штатах я отведал в фудкорте радом с Пентагоном, хотя штаты большие и бургеры там тоже разные, но такого дерьма как в Минске там нет, честно. Это лично мнение, не настаиваю.
Куприн. Рассказ Ямщик. После революции.
ОтветитьЯмщик везёт писателя и вспоминает дореволюционное время. Своими словами.
... А на обед покупал булку такую длинную, разрезал её вдоль, смазывал обе стороны маслом, клал туда порезанную колбасу, складывал... вкуснотища...
Ничего не напоминает?
Это я о том, что начинка внутри булки это не великое открытие Мак Дональда и иже с ним...
Тут ты несколько не в курсах.
ОтветитьБулки/котлеты тут не при чем. Идея Маков в том, что они стремятся приватизировать землю под заведениями навсегда. В штатах это работает, там своя экономика.
А булка, это просто средство захвата территорий.
Поинтересуйся в чем прикол, в чем смысл супермаркетов. Это очень интересный изначально финансовый проект, который к продаже питания имеет опосредованное отношение.
Все не так просто.
Мак это же франшиза, как же тогда приватизировать «землю ....навсегда» с помощью франшизы?
ОтветитьНу не знаю договор аренды земли обычно заключается на сорок девять лет и сооружения если прослужат этот срок то морально устареют гораздо раньше
ОтветитьГЫ-ГЫ , 23:20, 4.09
ОтветитьНе-е-е, ну так же нельзя!
Вас что, забанили в Гугле?
Ну прочтите же, что такое франшиза.
Да ладно .... а вот про гастрономию я любил читать в школе из Мертвых душ Гоголя. Для меня это была самая интересная гастрономическая книженция. Не любил я русскую литературу, но в этом плане обеды Чичикова мне нравились)))
ОтветитьКто мне объяснит феномен - в совдепиии было полно колхозов и полно скота там на фермах, кроме того у у людей было домашнее хозяйство для выживания, а в магазинах все равно продуктов не было. Что за ХЯ творилась????
ОтветитьА патаму шта восточных "братьев-славян"-бездельников-алкоголиков нада была кармить.Кормили мы,прибалты и Украина,бо работали,а не хлобыстали водку.А у рашика у одного человека был кабан на всю деревню,за вечер коллективной пьянки шел на закусь(раз в году).
ОтветитьТолько почему-то колбасу за колбасой из Минска в Москву поездами ездили;)
ОтветитьСамое удивительное что СССР закупал зерна больше своих потребностей да и своего выращивали в достатке для внутреннего потребления
ОтветитьКак говорится не имей сто рублей а имей по сто голозадых друзей в африках и азиях
ГЫ-ГЫ , 23:28, 4.09
ОтветитьЦитирую из докладов тех времен...
"В 1964г. - хороший урожай, рост запасов...
Однако, неурожай в 1965г. - и опять необходимость импорта зерна, и экстренных продаж золота...
Казалось бы, ситуация наладилась во второй половине 60-х, однако недолго.
На фоне роста населения (особенно городского) и роста расхода зерна, СССР, устойчиво и уже навсегда становится импортёром зерна.
С 1971 с.х. года.
В количествах, в несколько раз превышающих казалось бы огромные закупки 1963 г..."
Никогда в сссрии не было достаточно зерна.
И неурожаи, и помощь братским народам, и воровство, и приписки, и, самое главное, бестолковая экономика.
Слонимский мясокомбинат, например, работал на Польшу.
ОтветитьМясные магазины рядом стояли пустые. Зато людей- тьма. Ждали привоза остатков с этого мясокомбината. Какие то обрези, вымя, желудки, жир от колбас продавали, а колбасу ели поляки.
Показывали, что по верному пути идут, чтоб не возмущались и не восставали, как в Праге
Причин много, все не перечислишь в комментах.
ОтветитьПару причин назову.
1. Верните коллективную собственность, разорите частное хозяйство.
2. Верните плановую экономику.
И будет вам сссрия2.0
Да, нет сейчас ни колхозов, ни совхозов, а на наших столах круглый год свежие овощи, фрукты, даже заморские.
Нашим мамам и папам такое и не снилось.
PS Мой хозяйственный дед (за что его и раскулачили), говорил в 1932 году:"Я к своей коровке, лошадке и ночью встаю, а кто будет вставать к ним в колхозе?"
В семидесятые годы мой дедушка для того что бы продать молоко масло сметану приезжал на рынок города Полоцк с трём ночи что бы найти место для торговли. Жили адцким трудом сначала колхоз потом собственный участок. Всё уходило на подержание дружественных режимов
ОтветитьНа минских заводах всё как было 50 лет назад, так и осталось.
ОтветитьЕще надо добавить, что ассортимент в совковых продуктовых магазинах был никудышный. 2 типа молока: в многоразовых бутылках или в пакетах пирамидкой. Черный хлеб 2 сорта - круглый и кирпич. Во многих магазинах (особенно сельских) и белый 2 сорта - кирпич и батон. Особенно надо отметить мясо продавали только рубанкой с костями, никакой вам вырезки, филейки, тазобедренной не было и в помине. А еще за этой рубанкой надо было отстоять получасовую очередь! Водки было 3 сорта: "Русская", "Пшеничная" и "Столичная". Причем 2 послених сорта - вечно в дифиците! Одно только, что стоило это дерьмо - копейки. Единственно что вкусно готовили при совке это пирожное "Картошка". А чебуреки в моем городе появились только в 1986 году.
ОтветитьЕсли речь идёт о начале-середине 90-х годов, то в принципе всё верно описано. Но в "совке"(до 90-х) в пивнухах НИКОГДА не наливали пиво в стеклянную банку, всегда были нормальные бокалы по 0,5 литра. И беляши тогда продавали из настоящего МЯСА, а не из той фигни, из которой сделан весь современный фаст-фуд+усилители вкуса.
ОтветитьПельменные были на каждом углу, где делали пельмени собственного приготовления, если где-то готовили невкусно - туда просто никто не ходил.
Пусть и было всё государственное, но за 5 рублей - можно было наесться "от пуза", а сейчас наценка в общепите 500% и выше. Зажрались рестораторы!
с огромным интересом внимательно прочла все комментарии. к самой статье вопросов немного: мы все отлично помним то время, те столовки-"тошниловки" и общественные (правда, тогда ещё беслатные) сортиры. большое спасибо авторам комментов. очень приятно встретить и читать аборигенов:))) сайта. как пел Славко Вакарчук (Океан Эльзы): "все буде добре!". и в Беларуси, и в Украине. главное, чтобы здоровье не подводило, чего я искренне желаю нам всем. ну, и удачи!
Ответить